Фотографии к последним публикациям: несколько кадров из порта Ванино, тайга по дороге к побережью и Татарский пролив >>
Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.
Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.
Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.
На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!
Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание) Визы Транспорт Отчеты Попутчики FAQ
Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.
Дальний восток в историях и заметках
#21
Отправлено 11 декабря 2008 - 00:20
#22
Отправлено 11 декабря 2008 - 00:29
Паром на Сахалин
Утро пришло вальяжно и не торопясь. Когда я собрал свой спальник, у касс уже толпились вновь прибывшие искатели счастья в виде билетов на сегодняшний паром. Что ж, теперь их очередь.Вечером накануне я познакомился с пареньком, тоже приехавшим сюда с другого конца страны. Иногда думаешь, что такие судьбы бывают только в кино. Но вот он передо мной: жил с матерью и отчимом в Белгороде, после школы пошел учиться в художественное училище. Но вот что-то заставило его все изменить. И теперь он едет на Сахалин к живущему там отцу, чтобы поступить в «мореходку», чтобы начать все заново. Мы позавтракали на вокзальных сидениях и вышли на площадь.
В ожидании автобуса перед вокзалом собралась очень разноликая толпа: дамы, кто в джинсах и куртках, а кто в спортивных костюмах, но те и другие с большими спортивными сумками; серый рабочий люд – все те же будущие сахалинские рыбаки с небольшой поклажей; несколько стаек китайцев и корейцев, как всегда, держащихся вместе и громко что-то обсуждающих; проснувшиеся бритоголовые молодцы – вновь отдыхают, сидя на своих сумках.
Сумки. Большие, яркие или, наоборот, темные… Задуманные для того, чтобы носить на тренировки одежду и необходимые принадлежности, для большинства людей они как-то незаметно стали основной тарой для перевозки вещей вообще. А вот чемоданы и рюкзаки большинством неискушенного населения игнорируются: первые остаются путешественникам, а вторые – туристам. И все это несмотря на то, что «сумчатые» путешествия иногда оказываются намного длиннее турпоездок…
Завершают картину привокзальной площади дети цыганско-арабской наружности с лицами юных вахаббитов. С игрушечными автоматами они бегают среди толпы, пугают голубей и впечатлительных дам. Утренняя ролевая игра «Как стать террористом».
***
Я впервые попал на настоящий морской корабль. Здесь незаметно мелких колебаний, как на речных трамвайчиках: твердый ровный пол. Когда мы отчалили, я даже не почувствовал, только выйдя на палубу увидел, что бухта уже осталась позади.Кстати, не стоит питать надежд, что на паром можно вписаться или вовсе незаметно проникнуть бесплатно: на входе двойной контроль. Сначала билетер, потом два амбала-милиционера в камуфляже, несколько стоят рядом. Взятку, меньшую чем стоимость билета, людям тоже давать не удалось. Не брали. Были те, кому не досталось билетов, и они попали на корабль, но только следующим образом: билетер собрала у них паспорта при входе, а уже после отплытия они покупали билеты за стандартную таксу. При этом место для размещения они должны были найти сами – кто-то остался в кают-компании, кто-то сумел разместиться на палубе. В любом случае, если таким образом вы и окажетесь на пароме, то сможете сэкономить лишь сутки времени до следующего корабля, но не деньги. И, самое главное, выход с парома ПО БИЛЕТАМ. Пока не приобретете, вас не выпустят!
Каюта очень маленькая. Я полагал, что размер ее должен хотя бы в раза полтора превосходить размер вагонного купе, но именно его она габаритами и напоминает. Нижняя палуба, задраенные наглухо иллюминаторы. Соседи – два корейца и бывший десантник.
Гости с востока вели себя тихо, лишь постоянно общаясь друг с другом на своем языке. Изредка к ним заходили их коллеги, что-то говорили, вновь уходили. Иногда уходили все вместе, но ненадолго. Лишь один раз попытались пообщаться со мной: предлагали менять «доллали и вуб-ли». Русский их настолько плох, что из всех вопросов, что они мне задавали, я понял лишь один – не из Москвы ли я. Объяснить, что я из Подмосковья, мне не удалось ни на русском, ни на английском. С пониманием интернационального языка у них не лучше, чем с пониманием русского. Так и улыбались друг другу всю дорогу…
Сосед-десантник оказался начитанным: все время, что он провел в каюте, читал толстую книгу с пожелтевшими страницами, а в разговоре цитировал Шекспира. Жаловался еще, что-де не понимают его увлечений собратья-десантники. После, правда, он отправился наверх – исправляться. Вернулся уже за полночь и нетверёз. Пока забирался на верхнюю койку, не переставал твердить, что сейчас научит молодого путешественника, как надо жить: «Сейчас, Денис, я расскажу тебе, какая она – настоящая жизнь!» Слава Богу, ни я, ни пробудившиеся от его возвращения корейцы, так и не узнали, что в понимании захмелевшего мозга бывшего десантника является «настоящей жизнью». Я вышел в туалет, а когда вернулся, он уже спал.
К вечеру начало штормить. Я несколько раз поднимался на палубу, но к ночи смог чувствовать себя комфортно только лежа. Не раз без последствий переносил качку на реках, но здесь понял, что речное покачивание – ничто по сравнению с тем, на что способно море. И по замечанию других пассажиров в этот раз «все еще не так серьезно, а вот, бывает, что даже моряки по палубе валяются и только воду пьют, еда внутрь не лезет».
Последний раз я поднялся на палубу, чтобы снять солнце, садящееся в море. Солнце, уходящее освещать Сибирь, Урал, Москву, Питер, Европу… Завтра наступит Сахалин.
Конец первой части
#23
Отправлено 14 декабря 2008 - 20:55
Часть вторая. Сахалин.
Ночные сумерки стали бледнеть, разбавленные молоком утренней зари. Пирс исчезал в море, сначала проступая на его фоне бесформенным лезвием, но с каждой минутой приобретал объем, наливался прямыми линиями, врастал в проявившиеся очертания берега.
Скупое эхо шагов мешалось с шумом волн, отлетало на несколько метров и гасло в во влажном воздухе. Старец остановился, оперся на перила и вдохнул запах моря. Несколько минут он неотрывно смотрел во мрак: солнце встанет за его спиной, на востоке, но тот, кого он ждет, должен приплыть с запада – оттуда, где сейчас лишь молочно-серая даль.
В следующий раз он пришел сюда, когда на небе уже вовсю играл нежными красками рассвет. Праздник нового дня. Утро.
Несколько минут тишины, прячущейся в плеске воды, и снова гулкие шаги обозначили его путь. Седовласый старец. Волосы чуть ниже плеч, густая борода цвета сахара в лучах только что вставшего солнца. И глаза. Немного безумные, но искренние, ясные; глаза, в которых читается вера, такие, что бывают только у людей воцерковленных, прошедших долгий путь к вере.
Ожидание. Слепая борьба с неизвестностью. Прошло больше двух часов с тех пор, как он в первый раз вышел на пирс, прежде чем на горизонте появился корабль. Тот, что должен был прийти еще ночью, тот, где сейчас его сын.
***
Неважно, какой век на дворе – десятый, пятнадцатый или двадцать первый. Людям на протяжении столетий приходится вглядываться в одно и то же лицо, лицо неизвестности. Детищем начала века двадцать первого стала невиданная раньше иллюзия: то, что благодаря связи каждый из нас может обезопасить другого, что может не волноваться о ком-то близком, будучи связанным с ним призрачной ниточкой радиоволны. Если бы это действительно всегда было так……20 июля…
Ночью в Татарском проливе разыгрался небольшой шторм, и паром опоздал на несколько часов. Непогода здесь – обычное явление, навигация между материком и Сахалином всегда была непростым делом. Неполные триста километров – двадцать часов пути…
Обещанная проверка билетов у покидающих паром, трап, солнце, заливающее все вокруг белым утренним светом, и земля. Твердая земля и солнце! Наконец-то! Робкие эмоции медленно разрывают пелену прошедшей ночи, сумрак кают-компании, головную боль, вызванную голодом и качкой… Твердая земля!.. Мое первое водное путешествие закончилось, я стою на земле почти мифического острова-региона нашей страны. Во всяком случае, таковым – бесконечно далеким и не до конца реальным – его считают многие живущие к западу от Урала.
Паром на Сахалин приходит к западному берегу острова, в порт города Холмск. Однако этот город и остается лишь портом, перевалочным пунктом для прибывающих и уезжающих путешественников. Вся культурная жизнь острова сосредоточена в его столице Южно-Сахалинске. Туда в срочном порядке и перемещаются посредством маршруток и такси все вчерашние пассажиры парома. Когда-то между городами функционировала железная дорога, но ныне она используется лишь для грузоперевозок.
Сменить цивильные виды транспорта на автостоп я планировал сразу по прибытию на остров: наконец-то я добрался дотуда, где есть дороги (об их качестве будет отдельный разговор). Но сейчас, учитывая мое состояние после ночи на пароме, о стопе речи идти не могло.
Изможденный и придавленный рюкзаком я на автопилоте доплелся до площади перед морвокзалом. А здесь уже вовсю снуют таксисты, бодро раскидывая багаж пассажиров по салонам своих маршруток. Около одной из них нахожу своего друга из Белгорода. Я не сразу понял, что пожилой мужчина с лицом старца из русских былин – его отец. Мы поздоровались и забились на три задние сидения корейской «газельки».
До Южного не более восьмидесяти километров, но путь лежит через перевал и далее по гористой местности, поэтому быстро ехать не выходит. У нас получилось около полутора часов. Старец всю дорогу упрекал сына в безалаберности. «Через всю страну отправился, не взяв даже телефона… Столько дней ехал и звонил-то раза два из телефонных автоматов… А если б я не приехал тебя встречать, куда бы ты…»
Их дальнейшая дорога лежит в Поронайск, город к северу от Южного. Отец продолжал описывать тяжелые рыбацкие будни, что ждут там его сына, говорил, что все теперь будет не так, как раньше. Но последний, похоже, был готов и к упрекам, и к тому, что его ждет. Наверное, в жизни прошлой должны произойти какие-то серьезные события, чтобы решиться так все поменять. А еще, наверное, для этого нужен именно такой отец. Я сидел рядом и сквозь полусон думал, как, все-таки, здорово, что я просто еду рядом, путешествую, и не ищу сейчас таких глобальных перемен.
Старец предложил мне приехать к ним в Поронайск и погостить у рыбаков. На вокзале Южно-Сахалинска мы попрощались, обнялись по христианскому обычаю, он благословил мой дальнейший путь и отправился с сыном дальше, на север.
Мне же предстояло, наконец, вкусить пищи после вынужденного морского поста и отправиться к некоему Степану. Его координаты мне дали друзья из Екатеринбурга. Впрочем, тогда я даже не знал его имени, у меня был только телефон.
#24
Отправлено 23 декабря 2008 - 21:16
...Утром в одном из баров г. Южно-Сахалинск
…Воскресным утром у стойки бара стояла такая кристальная тишина, какая только воскресным утром и бывает. Казалось, воздух просто наполнен флюидами ясности и чистоты. Бармен бодр и свеж суетится с посудой, смена только началась.За пару часов, когда солнечное утро сменилось чуть облачным днем, здесь мало что изменилось. Разве что теперь за стойкой, на длинном барном стуле с красным пластиковым сидением восседал одинокий посетитель. Видно было, что он, мягко говоря, не бодр: обоими локтями оперся о стойку, подперев голову рукой (головушка, похоже, болит); покрасневшие глаза то и дело соскальзывают взглядом в пол, борются со сном; перед ним стакан с водой и большая чашка, чай с лимоном. Не иначе к бармену зашел друг-пропойца, измученный жизнью. Хорошо, хоть бармен пытается вернуть его к жизни, не отказывая ни в чае, ни в ободряющей беседе.
Странно лишь то, во что одет «измученный нарзаном» друг: яркая спортивная куртка, явно не городская, а на подоконнике недалеко от стойки стоит увесистый рюкзак с ярким спальным ковриком.
…Еще на вокзале меня смутило, что человек, к которому я ехал, собирается в это воскресное утро на работу. Степан, как он представился в смс, сообщил, что встретить меня не успеет и предложил прямо с вещами приехать к некоему торговому центру, где он работает. И только добравшись и увидев моего вписывателя нового друга на рабочем месте, я все понял: следующие несколько дней мне предстоит останавливаться у бармена. Бар в торговом центре рядом с кинотеатром – это, скорее, место, где покупают соки и пиво перед киносеансом. Уж никак это не злачное место, где, не переставая, звенит посуда, а на стойке засыпают «перебравшие» клиенты. Но здесь тоже свои особенности работы: например, утренняя воскресная смена.
Так, за разговорами, с лимонным чаем и прошел весь мой первый день на острове. На какую-либо активную познавательную деятельность я пока способен не был. Хорошо, что Степан оказался интересным человеком и, что немаловажно, умелым рассказчиком.
Лишь вечером, когда я уже немного взбодрился, и мы после смены отправились домой, я стал потихоньку осознавать, насколько же далеко я сейчас от дома. То, что земля под ногами отличается от той, что я топтал всю жизнь, ибо это остров, суша, лежащая между двумя морями и проливом, но – так или иначе – омываемая водами Тихого океана. У меня получилось. Я здесь.
#25
Отправлено 24 июня 2009 - 14:14
Южно-Сахалинск
Сегодня прочел, как отзывался А. П. Чехов во время своего путешествия на Сахалин о климате острова: «Климата нет, одна плохая погода». Что ж, так оно и вышло: признаки голубого неба в последний раз читались над головой вечером моего приезда, а дальше потянулась череда туманных дней.Южно-Сахалинск – небольшой по столичным меркам город. До большинства мест в течение часа можно дойти пешком. Пятиэтажки, небольшое количество новомодных торговых центров, вокзал. Бросается в глаза большое количество караоке-баров: видать, японский ветер принес моду на них и сюда.
Необычно, но почти треть населения города – корейцы, однако, вполне легально и давно здесь живущие. Когда-то пленными их привезли сюда все те же японцы. С тех пор остров успел перейти в собственность Страны Советов, а пленные жители Кореи стать коренными, «обрусевшими» жителями Сахалина.
Вообще, будучи в Южно-Сахалинске как-то смутно осознаешь, что ты на острове, а кругом – море. В наследство от морей ему досталась лишь высокая влажность да переменчивая погода, преимущественно, дождливая. Вокруг сопки, однако, сам город относительно ровный. На одну из сопок уходит канатная дорога, бездействовавшая много лет. Только в этом году ее запустили заново – мне везет, ни разу еще не катался на канатной дороге. Склон под ней представляет собой одну из основных достопримечательностей города – горнолыжную трассу международного уровня, венчающуюся базой отдыха «Горный воздух». Летом подъем на данную сопку используется как местными жителями, так и туристами в качестве оздоравливающей «потовыжималки».
Главной достопримечательностью столицы Сахалина, однако, является краеведческий музей. Южно-Сахалинск – единственный город в России, где можно побывать в настоящей японской пагоде, здание которой и является главным музеем города. Вокруг, продолжая проводить параллели с Японией, разбит японский сад, а фотографов над цветами в нем погожим летним днем нависает больше, чем пчел.
#26
Отправлено 08 августа 2009 - 02:01
#27
Отправлено 09 августа 2009 - 10:10
#28
Отправлено 12 октября 2009 - 23:51
#29
Отправлено 05 декабря 2009 - 15:49
Поскольку в грядущих частях повести фото будет гораздо больше, это останется оптимальным вариантом. Планируется более 500 фотографий с Сахалина и городов ДВ.
Несмотря на то, что ссылки будут внешними, комментарии и к тексту, и к фото надеюсь увидеть здесь.
Также вы можете прочесть исправленную и дополненную первую часть повести (всего того, что есть здесь и чуть больше и "причесаннее") на моем сайте. Здесь >> .
Итак, поехали .
#30
Отправлено 05 декабря 2009 - 21:29
Первая из них - сам город.
Южно-Сахалинск. Первые впечатления.
---
Южно-Сахалинск. Самое запомнившееся сооружение в городе, нареченное мною Храмом Хаоса. Несколько лет назад представители некоего религиозного течения решили построить храм, но закончить проект им по каким-то причинам не удалось. Теперь это культовое место местных неформалов.
Полная фотосессия с комментариями здесь >>
#31
Отправлено 05 декабря 2009 - 21:37
Южно-Сахалинск с высоты птичьего полета
...А еще над городом можно летать.
---
В стиле японской живописи. А внизу вновь виднеется столица Сахалина
Смотреть все фотографии с комментариями >>
#32
Отправлено 05 декабря 2009 - 21:49
Краеведческий музей Южно-Сахалинска
Настоящая японская пагода, японский сад с карликовыми деревьями и даже настоящая японская пушка - все это в большом фоторепортаже из краеведческого музея Южно-Сахалинска.
Полный репортаж из краеведческого музея Южно-Сахалинска здесь >>
#33
Отправлено 05 декабря 2009 - 21:56
Единственный в России железнодорожный музей, где можно увидеть как современный подвижной состав, предназначенный для работы на зауженной железнодорожной колее, так и вагоны, построенные во времена, когда южная часть Сахалина принадлежала Японии.
Полный репортаж из музея узкоколейных ЖД Южно-Сахалинска здесь >>
#34
Отправлено 05 декабря 2009 - 22:55
Авто-шоу в Южно-Сахалинске. Лучшие японские машины на российской земле
В один из дней моего пребывания в столице Сахалина в городе проходило автошоу, где собрались самые "навороченные" машины Южно-Сахалинска. Лучшие творения японского автопрома, пригнанные в Россию и дополнительно оттюнингованные хозяевами, мимо которых просто нельзя пройти мимо.
Несмотря на то, что все это не совсем относится к моему путешествию, подозреваю, однако, что многим будет интересно взглянуть на то, какие машины являются одними из самых красивых на Дальнем Востоке. Поэтому в рамках фоторепортажей с Сахалина предлагаю и этот .
Полный фоторепортаж с авто-шоу в Южно-Сахалинске здесь >>
#35
Отправлено 06 декабря 2009 - 13:19
Шебунино и призрачный Крильон
Мыс Крильон – южная точка Сахалина. Говорят, ясной ночью по ту сторону пролива Лаперуза, который отделяет российский остров от Страны Восходящего Солнца, можно рассмотреть, как переключаются светофоры на японском берегу.
В Южно-Сахалинске я знакомлюсь с подругой Степана, автостопщицей Юлей, и мы отправляемся на южную оконечность острова. Достичь Крильона – туманная цель. Доехать до Шебунино, последней деревни, до которой на карте обозначена дорога – программа минимум. Впрочем, эта цель тоже вышла туманной: с утра зарядил дождь, а последующие два дня в воздухе стоит морось. Такая погода усиливает ощущение, что мы отправляемся на «Край Земли» - очередной край Земли, которых так много в России. Многие вещи в дороге оказались скрыты туманом. Как от глаз, так и от объектива фотокамеры.
Минуем скрытый в тумане Ловецкий перевал. Асфальт давно кончился, и под колесами несколько десятков километров шваркают песчано-глинистые хляби. На Сахалине ВСЕ машины являются подержанными японскими иномарками с правым рулем. На стекле пойманного нами авто даже красуется наклейка с жалобной надписью «Хочу домой – в Японию» (улыбка). Повезло, что поймали «прямую» машину: стоять в грязи среди туманных джунглей я бы не посоветовал никому. Друг моей напарницы как-то «завис» здесь: везущая его машина свернула к какой-то базе, а он два дня шел до трассы на Южно-Сахалинск пешком, ночуя у костра и питаясь ягодами. Как говорится, «не свезло»…
***
Но вот перевал позади, а мы в Невельске, растянувшемся длинной полосой вдоль самого побережья Татарского пролива. Этот
город сильно пострадал от землетрясения всего год назад. Как-то по-особому страшно становится, когда знаешь, что стихия чуть было полностью не разрушила целый город не в далеком историческом прошлом, а лишь прошлым летом. Начинаешь вспоминать, где ты сам был в это время, что делал, чем жил.
Сейчас Невельск местами напоминает маленькие городки где-нибудь на далеких северных берегах Канады: «скоростройные» панельные домики светлых тонов, выросшие вдоль береговой линии всего за полгода, бесконечная полоса берега, чайки. Традиционный в таких городах порт, пятиэтажки и пыль. Она на острове - неизменная спутница странников, постоянно встречается и в городах, и на дорогах острова. Причина тому, в первую очередь, в том, что почти все дороги и многие улицы в городах, кроме Южно-Сахалинска, не имеют асфальтового покрытия. Здесь пыль предстала перед нами в амплуа серой грязи. Но выбирать особо не приходится: в сухую погоду здесь ходишь в пыли, в дождливую – в грязи.
***
Пообедали мы бутербродами с колбасой и майонезом в аутентичной «майонезной баночке», купленным за 10 рублей. Качество оказалось соответствующим цене. Глядели на море, порт и рыбаков. Сидеть, правда, пришлось не на ласковом песке у прибоя, а на широком бетонном парапете у дороги. Он отделяет трассу от небольшого обрыва, спускающегося к берегу. Романтика с «трэшовым» уклоном и запахом мокрой придорожной травы (улыбка). Кстати, запах влажной зелени здесь не тот, что я всегда знал и любил раньше: более густой, сладкий и… просто другой, но не менее приятный.
Дальнейшее движение на юг продолжилось в том же темпе: недолгое ожидание машины, останавливающейся на поднятую руку, заднее сидение и еще несколько километров пути. Общение тоже выходило кратким: попадались либо пары, общающиеся между собой, либо вовсе молчаливые типы. Только в последней машине, доставившей нас непосредственно в Шебунино, попались двое рыбаков, немного прояснивших ситуацию с Крильоном. Ремарка: «рыбаки» сюда частенько ездят на джипах и ловят горбушу в полметра длиной непосредственно у береговой линии. Крупногабаритную горбушу нам довелось увидеть и самим прямо во время ловли.
Достигнуть Крильона, как мы выяснили, можно лишь двумя способами: либо с ловцами крабов, все на тех же джипах движущихся прямо вдоль литорали на юг (на Крильоне самые крупные крабы!), либо на вахтовых машинах пограничников (мыс является погранзоной). Третий вариант – несколько десятков км по песчаному берегу пешком – не рассматривается. Да и перспектива быть уже у цели повернутыми назад пограничниками нас вряд ли устроит.
#36
Отправлено 06 декабря 2009 - 13:24
Шебунино. Южный Сахалин
Шебунино – рыбацкий поселок на юге острова. Как уже было сказано, здесь заканчиваются какие-либо сухопутные дороги. Когда-то сюда ходили поезда, но теперь железная дорога поросла травой и местами разобрана. Достопримечательностью может служить, пожалуй, мост, когда-то построенный японцами. Ныне он стоит в руинах, но можно просто взобраться на них и попытаться почувствовать, каким все было здесь в те времена. На склоне одной из сопок раскинулось местное кладбище, издали нависающее над деревней. Кресты и ограды уходят вверх: небо становится ближе .
Сам поселок почти пуст: разбросанные среди склонов дома, еще реже встречаются люди. В центре единственный магазин – средоточие местной жизни. По дороге нас принимают за иностранцев. Местные мальчишки возвращаются с уловом с рыбалки и чуть позади нас громко рассуждают, понимаем ли мы по-русски. Даже захотелось впрямь прикинуться иностранцами и сказать что-нибудь на чужом языке (улыбка).
***
Осмотревшись, решаем более не испытывать судьбу в дальнейшем стремлении увидеть огни Японии с заветного мыса, а просто переночевать недалеко от поселка на берегу. В упомянутом магазине закупаем продукты на ночевку и выдвигаемся к южным сопкам. Но пешком нам идти не пришлось. Очень кстати попался «мотоциклетный дед», на трехколесном агрегате, искренне тарахтящем и выбрасывающим во влажный воздух сизый бензиновый дым. Напарница позади деда, я в люльке, сделанной наподобие корыта, сбоку - по кочкам мы проезжаем около трех километров. Автостопом на мотоциклах по бездорожью я еще не ездил… и больше не поеду! (улыбка). Здесь нет людей, но есть родник. Старик, как и большинство местных, наказывает бояться медведей. Этих зверей, которыми вообще славится остров, издалека, как минимум, видело большинство опрошенных мной сахалинцев.
До ночи общаемся, ищем по берегу остатки деревьев, собираем кусочки раковин, греем на костре тушенку в банке. Медведей действительно опасаемся, периодически издавая профилактический шум с помощью прихваченного в городе аэрозольного рупора (что это такое, объяснить сложно, но издает звук, схожий по силе с гудком поезда – медведи должны бояться!). Слава Богу, признаков косолапых не обнаружилось. Чаще они спускаются к морю по распадкам , а мы остановились там, где склон относительно ровный.
Когда совсем стемнело, в море появились огни судна, недвусмысленно взявшего курс на наш костер. Вероятно, курсирующий патрульный катер принял нас за тех рыбаков, которые, мягко говоря, не совсем легально ловят здесь красную рыбу. Костер пришлось быстро перевести в состояние тлеющих углей. После всех этих волнующих минут нас хватило лишь на то, чтобы поскорее отправиться спать. Поверх углей мы уложили большое полено, дали разгореться и оставили тлеть до утра. С ним хоть немного спокойней.
#37
Отправлено 06 декабря 2009 - 20:40
#38
Отправлено 06 декабря 2009 - 23:20
Холмск
Из Шебунино в Южно-Сахалинск есть другая дорога, через уже знакомый город-порт Холмск. Первый раз он предстал передо мной набором мимолетных картинок после тяжелой ночи на пароме. Но и он, и я за прошедшую неделю заметно посвежели, и сейчас Холмск встречает нас влажными от дождя улицами и морской свежестью.
Жаль, но всему остальному здесь уже не дано посвежеть: дома с давно не ремонтировавшимися фасадами и выцветающими вывесками, разбитые парапеты, вездесущая пыль, размазанная дождем. Город с морем с одной стороны и резко уходящей вверх зеленой террасой с другой. Улицы, уходящие вверх, невообразимо круты для человека, выросшего на равнине, а наверху город продолжается рядами домов с потрясающими видами из окон на пролив. То, что действительно удалось рассмотреть здесь лишь на этот раз – это невообразимо нежное голубое небо. Такое особенное, морское, оно цепляет не меньше, чем крутизна прибрежных улиц, и вся серость остается где-то далеко внизу.
Все, что мы планировали сделать в Холмске – пообедать и поехать в Южно-Сахалинск. Пройти ту же дорогу, с которой начался мой путь по острову, но теперь уже автостопом. Снова захожу на Морвокзал: все те же озабоченные люди, серые костюмы, однотипные лица… Искренне радуюсь, что на этот раз я здесь лишь мимоходом. В первый день августа я покину остров на самолете, пусть покупка билета на него и пошатнула мой бюджет весьма значительно. Все же, это стоит того, чтобы еще раз не переживать всех испытаний, которые выпали мне по дороге сюда.
Под лестницей зала ожидания стоит скульптурная композиция из раскрашенных металлических рыб. Мило, трогательно. Рыбки смотрят на изнуренных посетителей, пытаются сквозь стены расслышать шум прибоя. В их позах удивление: «Что мы здесь делаем и почему мы из железа?..» Кажется ли это только мне, или так задумал скульптор?.. Покинув Морской вокзал, я со своей спутницей оставляю город на побережье, и мы вновь отправляемся вглубь острова.
#39
Отправлено 06 декабря 2009 - 23:30
Корсаков
Город, в названии которого делают ошибку практически все, кто никогда раньше о нем не слышал. Действительно, он никакого отношения не имеет к фамилии знаменитого композитора Римского-Кóрсакова, а назван в честь мореплавателя Корсáкова, потому и ударение в названии стоит в середине слова.
Корсаков – один из старейших городов Сахалина и один из основных портов острова. Находится он примерно в середине бухты между двумя южными мысами, поэтому, если смотреть в море, с обеих сторон видишь на горизонте горы. Именно отсюда всего за 5 часов можно добраться на пароме до берегов Японии.
Милый южный городок у моря, тихий, спокойный. Пешеходная улица, идущая через центр, венчается центральной площадью. На соседних лавочках сидят неформалы в «косухах» и молодые мамы с детьми. Чем-то Корсаков напомнил мне даже родной поселок в Подмосковье, где я вырос.
В одном из переулков я зашел в магазин и как-то не сразу сообразил, что же в нем меня смущает. Продавцы-мужчины могут сколько угодно продавать нам телефоны, телевизоры, стиральные машины и музыкальные инструменты, заключать контракты и даже обслуживать нас в кафе быстрого питания. Но как-то негласно в нашей стране образ человека, продающего хлеб, капусту, пиво – любые продукты, сходится исключительно на продавщице-женщине. А вот такого продавца – пожилого мужчину, почти седого, с располагающей внешностью и доброжелательным низким голосом, одетого в халат и торгующего именно продуктами, я увидел впервые, пожалуй, за много лет.
***
Девушка Катя, приглашающая в свой город всех путешественников на Форуме Вольных Путешественников, работает в Южно-Сахалинске, до которого около 40 км, однако, намеренно выбрала для жизни именно этот городок, а не столицу острова. Оказалась она хозяйкой уютной квартиры, где мы, собравшись с еще несколькими ее друзьями, устроили небольшой квартирник. Уже три недели не держал в руках гитары!До моего отъезда с острова не так много времени, и следующим утром я покидаю Корсаков. Даже жаль, что удалось здесь побыть так мало. Словно уловив мои мысли, автобус, который должен довезти меня до трассы на Южно-Сахалинск, задерживается почти на час. Однако именно там, на выезде, меня ждет главный сюрприз – кладбище кораблей. Кроме того, это, кажется, первый по-настоящему ясный день на острове за все время, что я здесь!
Несколько отчаянных местных жителей вместе с детьми выбрались на пляж прямо рядом со стоящими в воде поржавевшими корабельными остовами. Хотя, присмотревшись, я замечаю, как им хорошо, как они спокойны. Похоже, корабли их давно не смущают. Только вид плескающихся в воде детей на фоне полузатонувших ржавых громадин никак не укладывается в моей голове. Зато из сумки, наконец, выбирается камера – пришло время запечатлеть те места, о которых я пишу.
#40
Отправлено 08 декабря 2009 - 14:23
Корсаков. Картинки из жизни
Остальные фото из жизни Корсакова, одного из главных портов Сахалина, здесь >>
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей