Итак, сначала общая информация: общая продолжительность маршрута 7000-8000 км. Бюджет поездки около 100 $. Время в пути - 16 дней (с посещением достопримечательностей).
Визы для граждан Украины: болгарская виза была сделана мной еще в марте на пол-года, обошлась в 100 $, дает румынскую транзитом. Сделал полугодовую, потому что еще в марте ходил автостопом в Стамбул, проверял) Вы можете сделать более краткосрочную и дешевле. Турецкая виза - на границе, стоит 30 $, грузинская виза бесплатная. Еще один тонкий момент для желающих во время этой дороги попасть в Абхазию – ни в коем случае на абхазской границе не даем загранпаспорт, только гражданский. Абхазский штамп в загранпаспорте может доставить Вам немало хлопот на территории Грузии.
УКРАИНА.
Украину я прохожу быстро и без осмотра достопримечательностей. У меня другие цели. Исходя из этого, описываю маршрут.
Родной город – Черновцы. Не думаю, что вы с него будете начинать, но в конце своего пути сразу после Румынии вы все равно в нем окажетесь, поэтому начну отсюда.
Вы в Черновцах. Ищем любую маршрутку на Калиновский базар, выходим на ул. Московской Олимпиады, дальше идем по ней в стороны выхода из города, переходим автомобильный узкий мост, еще чуток по дороге до кольца и вы на удобной точке для старта.
Черновцы - Каменец-Подольский – Хмельницкий – Винница.
Дорога сложная для автостопа, поэтому рассчитывайте, что заночуете где-то под Винницей. Кстати, в Виннице есть гостиница «Гарнизонная» - около 3 долларов место в шестиместном номере. Я там останавливался в прошлом году. Надеюсь, еще работает. Добраться так: на трамвае 4 до пересечения улиц Фрунзе и 50 лет Победы, далее лучше спросить у местных.
Винница – Умань - вниз на Одессу по Е95
Тут два варианта: или свернуть с одесской трассы на Первомайск – Вознесенск – Николаев или же, если Вы застопили быстрое авто до Одессы, можно пробовать Одесса – Николаев. Первый маршрут проходит через большое количество мелких городов и поселков, что значительно усложняет автостоп. Во втором одна сложность – обойти Одессу. Решать Вам. В этому году я прошел по первому маршруту, в прошлом году шел по второму. Время вышло одинаковое.
Николаев – Херсон – Красноперекопск.
Тут все ваши трудности украинского автостопа закончились. Валит невероятное количество машин и заночуете вы скорее всего за Красноперекопском. Там развязка и большинство машин уходит на Симферополь. Ваша цель – Феодосия, Керч.
Возле развязки – заправка, можно запастись водичкой. Дальше по этой же стороне большие кусты. За ними можно бросить палатку.
Красноперекопск – Феодосия – Керч
Итак, вы в Керчи. Добираемся любой маршруткой до автовокзала, на автовокзале пересаживаемся на маршрутку №1. Она Вас привозит прям в порт Кавказ. Цена парома – 32грн. (4$). Немножечко терпения, перекур и вы в России.
РОССИЯ
В прошлом году я был в этих краях и повернул на север. Поэтому в этом году в России у меня только одна цель – поваляться на русском курорте. А значит, чтобы далеко не отклоняться от маршрута – это Анапа.. Исходя из этого, описываю дальнейший маршрут.
Порт Кавказ – Анапа.
Выбраться из порта достаточно сложно. Поэтому стопим любые машины на любые расстояния. Мне удалось в этот же вечер добраться до Анапы. Но сначала для тех, кому повезло меньше. Если вы все-таки не выбрались с порта, не унываем – прекрасная возможность покупаться, отмыться и отоспаться возле Азовского моря. Проходим чуток дальше по дороге где заканчиваются все ограждения и слева видим отличнейший пляж с большим количеством кустов для палатки.
Если вы все же добрались до Анапы, то выходим сразу же после большой красивой светящейся вывески «Анапа – город курорт» и идем в сторону Анапы по правой стороне. Если уже темно, то там все равно где ставить палатку, много редких деревьев. Если же все еще светло, то проходим метров 100 и там есть очень большое дерево с множеством кустов вокруг него. Среди них в палатке, как в доме.
Еще из Анапы ходит множество маршруток в поселок Витязево. В нем есть два палаточных лагеря. Я обнаружил только один – на песочных барханах, деревьев мало, все обгажено и воняет. Но зато рядом море. Целый день валялся на пляже и решил все-таки вернуться ночевать к моему замечательному большому дереву.
Посоветовавшись с местными водителями как мне добраться в Малый Утриш я потерял всякую надежду туда попасть. «Маршрутки ходят только до Большого Утриша, дальше разбитая дорога, никто не ездит, я застряну там навсегда» - вот какую информацию я получил от местных водителей. Больше того, водители, которые везли меня из порта Кавказ в Анапу, даже не слышали о таком месте. Грустно, но я им все же поверил и решил идти в Грузию. Позже об этом пожалел. Вам советую все-таки добраться на Малый Утриш.
Анапа – Краснодар – Кропоткин – Минеральные Воды
Для хорошего старта вам нужно выбраться из Анапы до ст. Анапская. Туда ходят 1-2раза в час дачные маршрутки, причем некоторые из них доезжают только до начала ст. Анапская. Ваша же цель – перекресток за ст.Анапская, где трасса через Анапу соединяется с обьездной. Больше узнаем на месте у местных)
Дальше коротким стопом до пос. Верхнебаканский, а там уже хороший автобам. За этот день мне удалось добраться до города Минеральные Воды. По пути узнал очень полезную для меня новость – граница «Верхний Ларс» Росиия-Грузия ОТКРЫТА! Открыта она с марта 2010. До этого я планировал попасть в Грузию только через Азербайджан. Итак, меняю маршрут и спать. Спать в районе Пятигорска я рекомендую в любом случае, даже если Вы туда пришли днем. Потому как дальше до грузинской границы я бы очень не рекомендовал бросать в лесах палатку.
Минеральные Воды – Владикавказ - Верхний Ларс.
Ну уж про эту территорию вы наслушаетесь много историй по пути. Дорога проходит через печально известные всем Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Очень многие водители отговаривали вообще туда ехать, некоторые называли самоубийцей, некоторые говорили, что все это глупости и все там замечательно и безопасно. Я проехал через всю эту территорию на одной машине, можно сказать, ничего не видел, но очень много слышал. Поделюсь впечатлениями и советами:
1. Как я написал выше, я все-таки рекомендую проехать этот маршрут за день и наночь нигде там не задерживаться. Днем здесь вроде все очень даже безопасно.
2. Сами же местные жители настоятельно не рекомендовали выдвигаться в сторону Чеченской республики. Там, по их словам, в плане безопасности дела обстоят значительно хуже.
3. На милицейских постах прячем фотоаппарат и не выпендриваемся. С этим и на других более безопасных территориях иногда возникали проблемы, а уж тут совсем рисково. В лучшем случае вас заставят стереть фотки (как это было в моем случае), в худшем – вы застрянете на посту часа на три на проверку документов, обыщут весь рюкзак , в результате, вы потеряете застопленую вами машину и массу времени.
4. Совет от моего же водителя: не особо там ходить и рассказывать там всем, какой Вы великий автостопщик и откуда вы идете. Опять же, есть возможность задержаться в милиции на проверку. Врать, конечно, милиции не стоит, но отвечать только на конкретно поставленный вопрос.
Итак, Вы во Владикавказе. Маршрутки на Верхний Ларс ходят три раза в день: утром днем и вечером. Причем не с автовокзала. Вечером, если я не ошибаюсь, это в 17.00. Я не успел. Другого общественного транспорта на Верхний Ларс там нет. Я выбрался на простой маршрутке за город и начал стопить. Выбраться в сторону границы очень сложно, но советую очень постараться, потому что ночевать там будет безопасно и удобно. Ночевать стоит на втором посту. Первый пост стоит на повороте с трассы налево, до второго поста с первого совсем недалеко, можно пройтись. На втором посту знакомимся с дружелюбными пограничниками и не слушаем их совета уехать дальше на таможню. На самой таможне спать негде. Здесь же возле поста спускаемся по большим камням слева от трассы вниз, там речушка и хорошая земля для палатки. Еще здесь ночует большое количество дальнобойщиков. Можно подружиться, покушать вместе, и, если повезет, договориться ехать через границу вместе. Пересечь границу Россия-Грузия на этой таможне можно только на транспорте. Пешего хода там нет!
ГРУЗИЯ
А вот в этой стране действительно стоит задержаться. Несколько причин для этого:
1. Очень дружелюбная нация. Единственная проблема у них, по словам полиции, это когда грузин много выпьет. Хотя, я думаю, ни один разумный путешественник не будет употреблять много спиртных напитков с незнакомыми людьми в любой стране.
2. Очень дружелюбная и лояльная полиция. Это вообще отдельный пункт. Здесь все было настолько хорошо, как в рекламном ролике. Набираем в поисковике «грузинская полиция видео» и радуем глаз. В первом же городе полиция подьехала к нам и предложила переночевать в палатке на территории участка с холодной и горячей водой, туалетом, столовой, холодильником и газовой плитой. Ни разу за все время путешествия по Грузии полицейские не просили предьявить паспорт и всячески помогали информацией. Взятки абсолютно исключены. Все очень замечательно.
3. Очень легкий автостоп. И это даже при том, что на границе познакомился еще с одним автостопщиком и по Грузии мы колесили вдвоем. Ездили, как на туристическом автобусе. Все показывают, все рассказывают, едем быстро и на хороших машинах)
4. Ну, и конечно же, русскоговорящее население. Не всегда, иногда не очень понятно, но все же... добыть нужную информацию довольно просто.
Итак, по маршруту:
Верхний Ларс – Мцхеты
Трафик после границы слабый, но уехали достаточно быстро. Дальше готовим фотоаппарат и наслаждаемся пейзажами. Потом весь день в Мцхетах, этот городишко этого стоит. К тому же, советую Вам сделать этот город своей постоянной впиской. Полицейский участок с удобным ночлегом, о котором я говорил выше, находится именно здесь. Причем, следует сразу идти не к главному полицейскому участку, а к тому, что находится возле пожарной части. На месте разберетесь. И еще. Если Вы решите расположиться вне территории полицейского участка и это увидит полиция, она начнет вам рассказывать ужасные истории об опасных волках и змеях и будет все равно заманивать ночевать в участок. На самом деле все не так страшно. Просто, если вы не поедите в участок, он обязан будет всю ночь провести возле ваших палаток в машине, чтобы вас охранять. Вот оно как! )
Мцхеты – Тбилиси
Тбилиси, конечно же, пропускать не стоит. Кроме своей красоты у этого города есть еще несколько своих преимуществ для путешественника. Халяный Wi-Fi инет возле большого количества кафешек, большое количество парков для отдыха, и опять же с бесплатным интернетом ну и отличный парень Георги с его недорогим и гостеприимным хостелом. Связаться в с ним можете через Хоспиталити клуб, он там первый в списке по количеству отзывов. Ночлег у него стоит 15лари (8$). За эти деньги можете все зарядить, все помыть, постираться в стиральной машине, отоспаться и познакомиться с интересными людьми. По-моему, эти деньги этого стоят.
Тбилиси – Гори – Боржоми
Абсолютно безпроблемный автостоп. В Гори – музей Сталина, платный. Стоит вроде 15лари (8$). Мне удалось договориться за 5лари взглянуть одним глазком. Одним глазком я смотрел очень долго. Дальше Боржоми. Спрашиваем там дорогу к источнику. Источник находится в парке. Вход в парк платный – 1лари. У людей билеты охранник не спрашивали, мы засветились большими рюкзаками. Что-то мудрить с рюкзаками, чтобы пройти бесплатно, не вижу смысла, потому как за парком в прохладном лесочке можно очень удобно кинуть палатку и развести костер. Там очень много полянок для пикника. Советую перед входом в парк закупить каких-то вкусностей для костра и приятный вечер под отвратительную на вкус, но невероятно полезную водичку «Боржоми», Вам обеспечен. Дальше тропа после парка заканчивается каким-то очень полезным для здоровья бассейном, но платным.
Боржоми – Ахалцихе – Ахалкалаки
Итак, выбираемся из Боржоми. Застопить машину до Ахалцихе – не проблема, но наша цель – Ахалкалаки. По полученной от местных жителей информации нам там обязательно нужно быть. Из Ахалцихе выехать тоже не сложно – там идет достаточно хорошая трасса на армянскую границу. А вот уже с этой трассы доехать до Ахалкалаки – тут уже сложнее. Трафик очень слабый, дорога сложная, много участков с ремонтными работами. Там нам стало совсем грустно, но, это же Грузия!! Уехали в течении часа. Сложная дорога, но очень красивая. Рекомендую)
Добрались, красиво. Большой пещерный город. Вход платный. Без денег не пустили. Посидели минут 20 с грустными лицами. Охранник подошел сам и разрешил пройти. Рюкзаки оставили у него же.
После осмотра ищем место для ночлега. Пройдя чуть дальше по дороге возле развилки небольшой лесок, но очень загаженный. Не рекомендую. Переходим мост, идем чуть дальше к гостинице. Напротив нее огороженная территория. С охраной договорились легко. Хорошее, чистое место для палатки, безопасно, есть источник воды.
Ахалкалаки – Ахалцихе – турецкая граница - Ардахан.
Так вот, видите маршрут, который я написал чуть выше? Так вот, так идти НЕ НАДО, разве что Вы очень не торопитесь. Изначально я планировал пересечь границу Грузия-Турция через Батуми, но когда я добрался до Ахалцихе, меня сбила с толку одна интересная табличка «Турция – 20км». Я рискнул. В моем случае все сложилось очень благополучно: местный житель узнав что я с Украины довез меня до самой границы, а с границы меня забрали турецкие парни, которые приехали там фотографироваться. И места после границы действительно очень красивые. Но Вам подумать есть над чем: дорога до границы ужаснейшая, маленький трафик, на границе мне рассказали о стопщиках, которые там две ночи провели и вернулись в Грузию. Так что, повторюсь, если у Вас очень много свободного времени, можете рискнуть.
ТУРЦИЯ
К сожалению, времени у меня оставалось совсем мало. Исходя из этого я планирую посетить главную достопримечательность Турции - Каппадокию, и искупаться в Средиземном море. Это мои планы на Турцию.)
Ардахан – Эрзурум – Сивас – Кайсери
Ну, здесь ничего сложного. Если Вы добрались до Эрзурум, значит у Вас все хорошо. Дальше идет хорошая трасса. Единственная проблема в том, что Кайсери – большой город, обьездная трасса на Конью переполнена магазинами и автосервисами. Место для палатки найти невозможно. Если Вы подьезжаете к Кайсери вечером, советую выйти до вьезда в город.
Кайсери – Гореме – Ухчисар – Невшехир
Одна из целей моего путешествия – Каппадокия. Места там красивейшие, очень рекомендую. Я, конечно, уделил этому прекрасному району совсем мало времени, советую Вам там подзадержаться на пару деньков.
Теперь к практике. На интернет картах я вовсе не нашел этого региона. Благо помог мой замечательный друг и спутник в путешествиях GPS навигатор. Из Кайсери выдвигаемся в сторону города Невшехир. Не доезжая до Нефшехира выходим на повороте на Гореме. Вот там и начинается вся красота. Оставляем за городом в кустах рюкзачек, гуляем, смотрим, радуем глаз. Дальше забираем рюкзачек и выдвигаемся на Ухчисар. Пешачком!!! Около 5 км. Достаточно сложно, потому что постоянный подьем. Терпим, потеем, но радуем глаз еще больше. Под Ухчисаром большое количество кустарников и мест для палатки. Весь следующий день можно уделить Ухчисару, а потом уже выдвигаться на Невшехир.
Для тех, кто не любит потеть есть альтернатива: из Кайсери доехать прямиком в Невшехир, а оттуда маршрут по Каппадокии в обратном порядке: Ухчисар – Гореме. Небольшой крюк, но зато идти будет гараздо проще.
Невшехир – Аксарай – Конья – Сейдшехир - Манавгат
Здесь уже начался достаточно сложный отрезок пути. Грузовых машин значительно меньше в этом регионе, но это компенсируется большим количеством местных дружелюбных водителей. Это же Турция! ) По настоящему тяжело будет проехать Конью. Долго не раздумывая я заехал в Конью на автовокзал (он находится совсем рядом со вьездом в город со стороны Аксарая) и сел на автобус до Сейдшехира. Это стоит недорого ( 10 турецких лир (6$)) и это очень комфортно. Рекомендую Вам все-таки познакомится с местными автобусами, Вы будете приятно удивлены. Бесплатное мороженое и холодная водичка включены. Таким образом я быстро пересек Конью и выдвинулся в сторону южного побережья. Выходим на вьезде в Сейдшехир и дальше весьма сложный отрезок Сейдшехир – Манавгат. Никаких рекомендаций по этому поводу, просто, удачи Вам. Там она понадобится.)
Немного информации по району Анталия – Аланья.
1. Палаточные городки присутствуют и очень хорошо организованы. Единственный недостаток, очень существенный для меня, это цена - 20 турецких лир (12$). Немогу вспомнить это цена за человека или за палатку, но разницы для меня это не составляло. В любом случае дорого.
2. Автостопа на трассе Анталия – Аланья нет. По крайней мере для меня это было единственное место за все время путешествия, где я устал ждать и сел на автобус.
3. Если Вы собираетесь где-то кинуть палатку за городом, заблаговременно запаситесь продуктами и водой. В этом регионе не очень много магазинов – все-таки это район отелей аллинклюзив и на пляжах ничего не продается.
Анталия – Афьон – Кутахья – Бозуюк – Измит - Гебзе
Очень легкая дорога. Преодолел за один день. Большие города легко проезжаются, много грузовых машин. Правда к Измиту подьезжал уже в темноте. В любом случае спешить к Стамбулу не стоит, потому что проехать его сложно. На отрезке Измит-Гебзе поставить палатку где-либо очень сложно. Там скоростной автобам, на обочинах ограждения и сетки. Единственный вариант – заехать на один из многочисленных паркингов рядом с дорогой. Там останавливаются много машин, есть магазины, кафешки, туалет. Чистое место для палатки найти очень сложно, все кустарники рядом с паркингом сильно обгажены. Рекомендую, чтобы бросить палатку в чистом месте, не полениться и отойти подальше от этих стоянок. Если отойти, конечно, будет куда.
Гебзе – Стамбул – граница Турция–Румыния
Если за один день я с южного побережья Турции доехал почти под Стамбул, то на этот отрезок длинной 100-200 км я убил весь следующий день. Очень сложно. Большая, скоростная дорога проходит через весь Стамбул. Стопить на ней очень сложно и опасно. Можете попробовать (весной у меня получилось несколькими машинами все-таки выехать оттуда), но есть альтернатива – выехать за город на общественном транспорте и стопить машину уже в более удобном и безопасном месте. Попытаюсь описать насколько смогу (к сожалению все номера транспорта и названия остановок мною уже подзабыты).
Итак, открываем Гугл Мэп. Наша цель: перекресток D569 и E80(AuropaOtoyolu). В Стамбуле меня подкинули до остановки, с которой ходят автобусы на Силиври возле какого-то университета. Рядом с этой остановкой я видел станцию метро. Дальше на автобусе я доехал до перекрестка D100 – D569 и уж после этого застопил машину до перекрестка D569—E80. Если я не ошибаюсь, вроде был замечен автобус на город Catalca. Если вы его дождетесь, то сможете им доехать до нужного перекрестка. Стопить на этом перекрестке легко и безопасно. Уехал быстро.
Ну вот и все. Граница. И еще один совет для курящих перед отьездом в Болгарию – запаситесь сигаретами. В Болгарии и Румынии сигареты очень дорогие.
Для палатки после границы есть хорошее место: выходим с таможни, идем около 2км, заканчиваются все приграничные ограждения, видим еще один таможенный пост, где у Вас попросят на проверку паспорт. Через дорогу есть стоянка и поляна. Бросаем палатку там. Безопасно, есть источник воды.
Болгария – Румыния
Здесь мне описывать особо нечего. Эту территорию я прохожу быстро, без остановок. Да и писать мне порядком надоело)
Все, спасибо за внимание. Надеюсь, кому-то будет полезна хотя бы часть этой информации.
Сообщение отредактировал Buch: 22 сентября 2010 - 21:09