Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Железными дорогами Тверской губернии


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 11

#1 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 декабря 2010 - 01:41

Бесконечное число раз проезжая по накатанным рельсам между Москвой и Петербургом, провожаешь взглядом вокзалы Твери, Бологое, Чудово, Малой Вишеры… Не найти нигде больше на железных дорогах России им подобных зданий: роскошных, выдержанных в желтой с белым гамме, с плавными формами окон и колонн. Несмотря на то, что давно уже наступил 21-й век, они своим видом каждый раз как бы пытаются вернуть тебя в век девятнадцатый. В то время, когда железная дорога была диковинным сооружением, позволившим перемещаться между городами с невиданными до тех времен скоростями и комфортом. Когда встречать каждый прибывший поезд собиралось великое множество народа, а сигналом к отправлению неизменно был звон колокольчика, висевшего на стене вокзала.

Почувствовать толику атмосферы прошлого можно, выйдя на любой из этих станций. Но был в истории железной дороги и еще один период, погрузиться в который можно именно здесь. C начала двадцатого века и до наших дней протянулись во времени нити механических семафоров вдоль затерянных в лесах рельс; небо над дорогой, как и много лет назад, окрашивает дым дизельных тепловозов. Октябрьская Железная Дорога, опутавшая Тверскую, Новгородскую и Псковскую области (а вместе с ними и Карелию с Кольским полуостровом), наиболее полно сохранила в себе черты тех лет.

Чтобы прикоснуться к такому «настоящему прошлому», а также почувствовать дух провинции всего в нескольких часах езды от обеих столиц, я выхожу в Твери и еще через полтора часа оказываюсь в уютном и маленьком городе Торжке. Именно отсюда на запад тянется один из самых старых участков Октябрьской Железной Дороги.

Путь, затерянный во времени


Середина марта. Яркое солнечное утро. Ночью ударил морозец, хотя вчера днем здесь уже по-настоящему дышала весна.

Поезд пригородного сообщения Торжок – Осташков зимой и весной ходит через день. Отправление в десять утра. В восемь я оказываюсь на основном вокзале города и… у меня есть два часа, чтобы найти, откуда отправляется в Осташков этот экзотический поезд. От вокзала несколько километров путей на запад разобраны, поэтому моя «электричка» ходит со станции Торжок Южный. Как вскоре выясняется, попасть туда можно только по проселочной дороге, отходящей от шоссе на южной окраине города. Правда, дорога эта находится в таком состоянии, что даже таксисты не спешат по ней ехать.

Иду по ней через снежное поле. Это в Москве и Питере снег в марте давно растаял, здесь же его выше колена. Местные жители пообещали, что через полтора километра белой целины я уткнусь в здание Южного вокзала. Позади уже почти два километра, но где же вокзал, отъезжающие… и поезд?
Товарные вагоны, с десяток. Один пассажирский плацкартный вагон, прицепленный к ним. Дизельный тепловоз, отдельно стоящий на рельсах поодаль… И тишина, какая бывает только в утреннем мартовском лесу. Подхожу к тепловозу.

- Это пригородный поезд на Осташков», - спрашиваю у помощника машиниста, гуляющего вокруг.
- Да, он, - отвечает парень. И впрямь, на рельсах в обе стороны больше никаких составов нет и не предвидится. Ах да, а как же вокзал?! Три кирпичные коробки, заметенные снегом, к одной расчищено, и висит табличка «Инспекция путей». Вот и вся цивилизация.
- Идите сюда!.. Женский голос окликает меня из стоящего позади вагона. Проводница. Плацкартный вагон с полками меньше всего похож на пригородную электричку, однако именно в ее статусе он здесь и курсирует.

…Вагон пуст, залит утренним мартовским солнцем. Похоже, я первый пассажир, отправляющийся в Осташков по дороге, где и в 21-м веке стоят отрезанные от мира деревушки, а в единственный вагон за всю дорогу не набирается и половины пассажиров. И это несмотря на то, что поезд ходит через день. Конечно, здесь не так летом: многочисленные туристы устремляются на знаменитое озеро Селигер, кто-то из городских приезжает в деревни к оставшимся там родителям, а у кого-то здесь просто организована летняя дача. Но погрузиться в царящее веками спокойствие, почувствовать размеренное течение жизни, патриархальность и самобытность среднерусской провинции можно только в то время года, когда земля укрыта снегом. Поэтому и я здесь именно сейчас, в самом начале весны…
Пока я размышлял, к путям подъехал «УАЗик», на котором прибыло еще несколько человек: две бабушки и молодой парень. Похоже, так и поедем. У бабушек с первых секунд общения обнаруживаю сногсшибательный говор: «я» вместо «е» звучит везде, где только можно. Лягушка-путяшествянница» называет себя одна из старушек, и мы отправляемся.

На другой стороне


Углубляемся в лес. Проходит полчаса, и на снегу уже можно различить много звериных следов: тропы как вдали от путей, так и совсем рядом с рельсами. После Кувшиново начинаются долгожданные семафоры, стоящие здесь с начала 20-го века. Вдоль путей к этим сигнальным объектам на много сотен метров по столбикам протянуты тросики. Так сложно представить, что когда-то, в отсутствии электричества, подобной путевой сигнализацией были оборудованы все железные дороги.

Еще час.
В деревне Новоселки нет ничего, кроме заброшенной водонапорной башни и крестов из веточек, возвышающихся над снежным настом. Их назначение так и осталось для меня загадкой. Проводница рассказывает, что почти всё в деревнях принадлежит здесь жителям двух столиц. Но глядя на маленькие домики на редких станциях, как-то слабо верится, что столичные жители «действительно скупили здесь всё».

В следующих поселках – Селижарово и Соблаго – архитектура станционных построек начала 20-го века уступает место работе зодчих советского периода. Кирпичные вокзалы со стеклянными стенами, почти полностью состоящими из окон. В Селижарово еще чувствуется движение, на вокзал приходят люди, и по нескольку раз в день приходят автобусы из Твери. Станция Соблаго, где наш поезд стоит почти полчаса, кажется мертвой. Вокзал на замке, лестница занесена снегом. Из людей лишь одинокая путевая работница. Ставит «башмаки» под колеса поезда, а машинист с помощником отцепляют тепловоз, чтобы самим же и пристыковать его с другой стороны состава. Оставшуюся часть пути до Осташкова мы поедем хвостом вперед. Не удивлюсь, кстати, если стрелки для перемещения тепловоза с пути на путь переводят тоже сами члены бригады поезда – весь разъезд кажется абсолютно безжизненным, а стрелки здесь переводятся вручную.

Я остаюсь единственным пассажиром – в Соблаго вагон покинула последняя женщина. На какое-то время меня проглатывает сон, а после пробуждения мне долго не удается отделаться от ощущения, что все это: поезд, вагон и даже проводница – лишь призраки, а я еду в какой-то параллельной реальности.
Близится вечер. Пейзаж почти не изменился: все тот же лес, просевший снег… Только здесь, пожалуй, он уже больше пропитан водой. Ах, да, и воздух! В каждом вдохе чувствуется холодная влага. Это великое озеро Селигер дышит сквозь весенний лед – озеро, на берегу которого и стоит Осташков. Значит, весь этот день не был просто сном в начале весны. Просто границы между реальностями и разными эпохами здесь тоньше, и иногда действительно удается прикоснуться к тому, что там, на другой стороне.

(с) Денис Ветлужский
март 2009 г.


  • nicksmirnoff нравится это

#2 nicksmirnoff

nicksmirnoff

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 31 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:москва

Отправлено 18 июля 2011 - 21:21

тверская жд и малые тверские городки - это конечно прекрасно. такая.. очаровательная заштатность, пожалуйста, жители тверских городков - не обижайтесь! Еще очень здорово проехать от Рыбинска до Бологое на пригородных поездах: рыбинск-пищалкино(дизель), пищалкино - удомля (дизель) - и дальше. Мы так ездили в Пушкинские горы - очень тихое и уютное путешествие получилось

#3 IgLa

IgLa

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 878 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:москва

Отправлено 18 июля 2011 - 21:54

Дизелей там нет. Там составы из классных вагонов под тепловозами.

#4 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 23 января 2012 - 14:14

Я вот несколько запутан: все время думал, что есть электровоз, который движется за счет электричества, и тепловоз, который работает на дизельном топливе, то есть "дизель".
А, оказывается, дизель и тепловоз - это разные вещи? Просветите пожалуйста.

#5 IgLa

IgLa

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 878 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:москва

Отправлено 23 января 2012 - 15:07

"Дизель" на ж.д. - это не тепловоз, а сокращение слова "Дизель-поезд", аналога электрички, работающего на неэлектрифицированных участках от дизельных движков.

#6 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 23 января 2012 - 16:08

Ого! Никогда не видел таких, как на картинке.
Не раз приходилось ездить на заменителях электричек, где к тепловозу прицеплено несколько электричковых вагонов. Ехал как-то и в варианте, когда обычный плацкартный был прицеплен к тепловозу, и это тоже шло на манер электрички (даже льготы для студентов действовали). Ничего из этого "дизелем" назвать нельзя?
.

Сообщение отредактировал DenX: 23 января 2012 - 16:10


#7 IgLa

IgLa

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 878 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:москва

Отправлено 23 января 2012 - 17:15

назвать, конечно, можно, вот тока не называют.
А подобные девайсы (дизель-поезд Д1 венгерского производства) на Октябрьской ж.д. жили во Ржеве (до 1980 года), Новгороде (до 1995 года) и Выборге (до 1999 года). Сейчас осталось пара-тройка в Питере в качестве членовозов для ж.д. начальства.

Сообщение отредактировал IgLa: 23 января 2012 - 17:16


#8 Georg

Georg

    Седая борода

  • Путешественник
  • 2 369 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 23 января 2012 - 23:14

Игорь, вообще то и сейчас из Ржева в Вязьму они ходят. Точнее может сейчас уже не ходят, но ещё несколько лет назад ходили.
А так, меня удивляет конечно, что автор темы, так часто путешествующий по России, их ни разу не встречал. Их ещё немало по стране, даже под Москвой в Калужской и Тульской областях они ходят.

#9 IgLa

IgLa

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 878 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:москва

Отправлено 24 января 2012 - 08:14

Из Вязьмы (точнее, Фаянсвовй) во Ржев заезжают, но чужие :)

#10 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 24 марта 2012 - 23:09

Автор темы, все же, больше автостопщик, а данная поездка была, скорее экспериментом-исключением, связанным с ЖД. Хотя, планирую тему развивать :) . На днях хочу по Кольцевому направлению вокруг Мос области прокатиться на дня два-три.
Кстати, к югу и юго-западу от Москвы, каюсь, был только в самой Туле и на ПХ в Калужской области. Все как-то на восток да на север тянет :) .

Сообщение отредактировал DenX: 24 марта 2012 - 23:11


#11 Dmitryjewski

Dmitryjewski

    погромщик

  • Путешественник
  • 1 830 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Макеевка, ДНР

Отправлено 25 марта 2012 - 11:47

Я вот несколько запутан: все время думал, что есть электровоз, который движется за счет электричества, и тепловоз, который работает на дизельном топливе, то есть "дизель".
А, оказывается, дизель и тепловоз - это разные вещи? Просветите пожалуйста.

Большинство тепловозов на самом деле являются дизель-электровозами, где электричество, вращающее тяговые двигатели, вырабатывается собственной электростанцией, а не получается из контактной сети. Меньшинство тепловозов (и их можно считать собственно таковыми), оснащены гидромеханической трансмиссией, посредством которой дизель вращает колёса. Обычно для ведения тяжёлого состава выгоднее использовать электродвигатели, на маневровой и легковывозной работе - гидропередачу.
Дизель-поезд относится к классу мотор-вагонного подвижного состава, в то время, как тепловоз - это локомотив. Дизель-поезд, также, как и тепловоз, может быть оснащён тяговыми электродвигателями, а может - и гидромеханической передачей (последняя применяется чаще). Дизель-поезд из одного-двух вагонов называется автомотрисой, или, как это модно говорить в последнее время - рельсовым автобусом.
В быту "дизелем" могут именоваться любые пригородные поезда на неэлектрифицированных участках вне зависимости от того, идут ли на локомотивной тяге или являются моторвагонным подвижным составом. На электрифицированных таковые именуются электричками, и тоже вне зависимости от типа состава.

Ехал как-то и в варианте, когда обычный плацкартный был прицеплен к тепловозу, и это тоже шло на манер электрички (даже льготы для студентов действовали). Ничего из этого "дизелем" назвать нельзя?

Не путай мягкое с тёплым, т.е. - пригородное сообщение с обслуживающим его составом. Пригородный поезд может идти под локомотивом, а иногда для проезда во внешне обычной электричке билет продаётся только в кассах дальнего следования, так как поезд имеет 600-ю или 800-ю нумерацию.

Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 25 марта 2012 - 11:53


#12 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 03 апреля 2012 - 13:36

Спасибо за подробное раз'яснение. Может, когда-нибудь стану не только поклонником трасс, но жд, пригодится.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей