Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Якутия, Колыма, Магадан


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 65

#1 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 24 марта 2011 - 21:00

Все, начинается!
Всю поездку на север Дальнего Востока предстоит увидеть заново, теперь в фотографиях. Готовьтесь, их будет очень много.
Начиная с этого путешествия перехожу (а, точней, возвращаюсь) к упрощенному способу публикации фото и текстов. Все (все!) фотографии теперь будут непосредственно размещены в самих постах, а не со ссылками на отдельные фотогалереи. В итоге, читать и смотреть станет проще, хотя если кто-то сидит в Сети по трафику - бойтесь, трафика будет много :) .

Все вышесказанное относится и к фотографиям, не относящимся к путешествиям. Экспериментов было много, но время говорит, что возврат к простоте - лучшее, что можно придумать. В конце концов, это дневник фотографа, поэтому все увиденное и снятое вновь будет, в первую очередь, появляться здесь, а только потом оседать по рубрикам в Контакте, на моем сайте и где-либо еще.

Технические моменты.
Публикация одновременно ведется (ох, и мороки мне предстоит!): в дайри, в ЖЖ, на <a href="http://travel-sense.ru/">моем сайте</a> и на <a href="http://www.bpclub.ru.../index.php?">БП Клабе</a>. Размеры фото, традиционно 700 px по большой стороне, панорамы - до 1600 px с превью.
  • deleted_user нравится это

#2 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 25 марта 2011 - 21:25

Вступление


Когда ставишь перед собой задачу подробно изучить и рассмотреть свою страну, путешествуя по ней автостопом, рано или поздно наступает такой момент, когда неоткрытых лично тобой регионов почти не остается. Также, как и непройденных трасс.

Эта поездка на север Дальнего Востока стала для меня своеобразным рубежом, перешагнув который, я, наконец, могу сказать, что посмотрел все доступные по суше и интересные мне регионы России. Остаются еще Камчатка, Чукотка, Таймыр, а также Кавказские республики, но все это уже когда-нибудь после и не автостопом.

Якутия же и Магаданская область, при том, что они достижимы по суше, из Центральной России кажутся столь отдаленными и экзотичными, что попасть туда и (о, подвиг!) попутешествовать там автостопом для многих кажется чем-то удивительным.

Легендарна и сама Колыма, а, точнее, Колымская трасса, проходящая через Якутию и Магаданскую область до самого Охотского моря. Легенды эти, к сожалению, мрачные: ни одна другая дорога в России не впитала в себя столько человеческих жизней, сколько эта - сотни тысяч жертв сталинских репрессий полегли в 30-40-е годы прошлого века во время освоения Колымы... Но тем важнее становится возможность побывать там и увидеть то, чем является сейчас этот Путь. Некоторые вещи в истории своей страны просто нужно знать.

Вместе с тем, Якутия и Колыма - одни из красивейших мест в России: горы, девственная природа, очень холодная и чистая зима, яркое лето. Мне как фотографу в данном путешествии хотелось постараться запечатлеть и вынести с собой часть этой красоты. В какой-то мере, быть может, для меня лично, в этом заключена миссия: в память о людях, которые не по своей воле оставили свою жизнь в тех местах, показать ныне живущим красоту этого края, а также толику жизни, которая течет там сейчас. Поэтому в этом рассказе будет немного текста, но много фотографий. Всё, что касается истории, ныне открыто для всех в музеях и опубликовано в книгах. Возможно, что-то расскажут в своих заметках и мои коллеги по путешествию. А вот та жизнь - природа, города, люди - которая течет на Колыме сейчас, видна только тем, кто живет или вдруг окажется там. Именно это и попадало чаще всего в объектив моей камеры.

***


Эта поездка получилась очень необычной. Никогда еще мне не доводилось ездить в группе, где количество людей более двух. Весь месяц этого путешествия мы ездили втроем: со мной вместе поехали также два друга из Москвы и Подмосковья, Василий и Олег. Все мы оказались очень разными, очень независимыми и с очень разноплановыми интересами и ожиданиями от путешествия. Но мы прошли этот путь, и каждый, верится, получил то, что хотел.

Автостопом мы прошли всю Колымскую трассу, 2000 км через горы и равнины Магаданской области и Якутии. И даже больше: путь от Тынды, столицы БАМа до Якутска, а это еще почти тысяча км на север, мы тоже проехали автостопом. Вместе с тем, были в этой поездке и поезда: мы проехали на них всю восточную часть Байкало-Амурской магистрали от Хабаровска до Тынды. И были самолеты. При всей любви к автостопу, расстояние от Москвы до Хабаровска в два раза больше пути, что мы за месяц путешествия проехали по земле. К тому же зимой у авиакомпаний хорошие сейлы (улыбка).

#3 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 25 марта 2011 - 21:31

Хабаровск

Итак, мы втроем стартовали из Москвы 15 февраля, направившись... в аэропорт Шереметьево. Путешествие началось на следующий день, и уже... в Хабаровске, столице Дальнего Востока.

Размещенное изображение

Когда все только начинается, в голове множество ожиданий от грядущего путешествия и мечт по поводу: как звезды и метеориты, роящиеся и взмывающие в ослепительное голубое небо на стекле иллюминатора в самолете.


Размещенное изображение


Детское творчество на хабаровских лавочках: маяк, салют, Амур и Солнце.


Размещенное изображение


И таким дети видят свой город.


Размещенное изображение




Хабаровский маяк. Тот самый, не так давно ставший известным всей стране символ города, изображенный ныне на рублевой купюре высшего достоинства.

На самом деле, Хабаровск стал для нас первалочным пунктом. У нас после прилета было полдня до того момента, как мы сядем в поезд и поедем на первую "вписку" в Комсомольск-на-Амуре. И в эти полдня мы не придумали ничего лучше, как... пешком по льду пересечь Амур, а потом вернуться по нему же обратно, чтобы совсем чуть-чуть прогуляться по центру. По-моему, не самый плохой способ краткого знакомства с городом. Фото маяка и следующие как раз сняты с реки.


Размещенное изображение



Вид на центр с другого берега Амура (а, точнее, с одного из его островов, как мы выяснили).


Размещенное изображение



***

Размещенное изображение


***
Размещенное изображение

Снежные наносы на льду реки. Пустыня.


Размещенное изображение


На улицах Хабаровска много старых зданий. Здесь была первая в городе аптека.

#4 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 25 марта 2011 - 21:38

Размещенное изображение


В центре города огромный ледовый городок со скульптурами-призерами международного конкурса.


Размещенное изображение



Весь brand-placement здесь и далее является абсолютно случайным Размещенное изображение .


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Солнце с луной - одна из скульптур, что меня покорили.


Размещенное изображение


Размещенное изображение


А это, пожалуй, самая креативная скульптура изо льда, что я видел.


Размещенное изображение


А вот и вся центральная площадь города. Для просмотра в большем размере панорамы здесь и далее кликабельны.

Следующий репортаж из Комсомольска.

Сообщение отредактировал Dozhdik: 29 декабря 2011 - 01:40


#5 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 26 марта 2011 - 22:56

Комсомольск-на-Амуре

На следующее утро, 17 февраля мы оказались в Комсомольске. Все же, так непривычно для человека, привыкшего передвигаться по земле и с "земными" скоростями тот факт, что еще позавчера мы просыпались у себя дома, за 8 тысяч километров отсюда... Также уже дала знать о себе и семичасовая разница во времени: когда в Москве ложатся спать, в Хабаровске уже просыпаются. У меня же, в первый день незаметная, началась ломка биоритмов, и на весь этот день я превратился в сомнамбулу. Все же, противоестественны такие перемещения с такими скоростями для человека, настаиваю!.. Просто в этот раз было необходимо, чтобы успеть попутешествовать по таким отдаленным от дома местам. Но тем, кто так перемещается по миру регулярно - по долгу службы или иным делам... Сочувствую. Не иначе.

***

Комсомольск-на-Амуре, "город Юности". Я побывал здесь впервые в 2008-м (см. повесть "Утро России" о моем первом большом путешествии на Дальний Восток России). Теперь довеловсь оказаться здесь зимой и с широкоугольным объективом на камере. В остальном, город интересен на этот раз, скорее, моим спутникам: и здесь, и на Дальнем Востоке вообще, они впервые. У меня в планах на Комсомольск было, пожалуй, лишь посещение известного на Дальнем Востоке авангардного театра "КНаМ". Однако, забегая вперед, скажу, что планы эти не осуществились: три года назад, летом, был не сезон, а сейчас, зимой, театр просто оказался закрыт. Как он работает и как часто ставит свои постановки, так и осталось неизвестным. А очень хотелось узнать...

Впрочем, не только моим коллегам, но и мне, все же, удалось много чего узнать о Комсомольске за те два дня, что мы в нем пробыли. Дело в том, что остановились мы у того самого пожилого автостопщика, который случайно встретил меня и опознал во мне путешественника в 2008-м, когда я ехал на Сахалин (подробный рассказ о той встрече см. в повести "Утро России"). Сергей Ефимович оказался не только кладезем информации о городе, но и человеком с глубоким чувством юмора. Поэтому все дни у него в гостях мы не скучали (улыбка).

Например, вряд ли бы мы сами узнали, как во времена основания города, в 30-е годы 20-го века, обстояли здесь дела с поиском жен молодыми комсомольцами. А дела обстояли плохо: так, что во время визита в Москву одна комсомолка-активистка добилась личной ауедиенции у тов. Сталина и поведала ему о практически полном отсутствии женщин на комсомольской стройке нового города. В ответ вскоре по всей стране был разослан клич с призывом молодым комсомолкам отправляться на помощь молодым комсомольцам на помощь на суровые берега Амура. Обещалось обеспечение жильем, довольствием и прочими благами. Только бы ехали... в такую даль. И поехали. Как-то к месту строящегося города пристал целых пароход с женщинами, приехавшими начинать в Комсомольске новую жизнь. Говорят, мужчины в тот день разбирали комсомолок, едва те сходили на берег и в ближайшие дни старались побыстрей пожениться... чтобы конкуренты не увели. Каково!
Но и после того дня всем неуспешвим приходилось записываться в очередь (!), чтобы иметь возможность жениться на одной из вновь прибывших девушек. Выбирать особо не приходилось, некоторые так и прожили всю жизнь с "теми, кто достался". О мнениях и мыслях в такой ситуации девушек история умалчивает. В целом, те, кто ехали сюда, знали, ЗАЧЕМ они едут...

***

Ну а теперь фотографии. Снимал немного: несколько панорам, бытовых кадров и просто красивостей. Зимний Комсомольск, зима 2011.

Размещенное изображение


Вот такой он, Комсомольск-на-Амуре, зимой перед закатом. Далекий город на Амуре. Кликабельно до 2000 пикс.


Размещенное изображение


Сплошь застекленные балкончики на старом сталинском доме в центре города.


Размещенное изображение


Интересный памятник погибшим летчикам в центре города: на одной стороне улицы арка с барельефом.


Размещенное изображение


А на другой... врытый после падения самолет с высеченными именами.


Размещенное изображение


Главный храм района Дзёмги в Комсомольске. Красив.


Размещенное изображение


Эта фотография, на самом деле, не непрофессиональная фотка с заваленной перспективой, а... панорама из нескольких кадров, снятых шириком. И даже с такими ухищрениями не удалось снять ровный фасад этой замечательной церкви. Просто в двух метрах от крыльца начинается ограда, и снимать эти кадры пришлось, практически стоя в упор к церкви. Фото клиакабельно.


Размещенное изображение


В Комсомольске весьма уникальные (с точки зрения жителя центральной России) автобусы, привезенные из Кореи. Достаточно низкие, со сдвигающимися дверями и весьма суровой раскраски.


Размещенное изображение


Одиночество в солнечный день.


Размещенное изображение


Коллеги по путешествию, Олег и Василий, довольны, что удалось покататься в местном трамвае.


Размещенное изображение


***

#6 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 26 марта 2011 - 22:59

Размещенное изображение


Да, репортажных кадров из этой поездки будет не так много, не за ними ездил Размещенное изображение .


Размещенное изображение


А это тоже Комсомольск. Огородно-дачный. Панорама кликабельна.


Размещенное изображение


И это тоже там. Не мог сдержаться. Кликабельно до 1000 пикс.

#7 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 марта 2011 - 20:47

Восточный БАМ



Миллионы минут рассыпаны по бескрайней степи снега и льда. Кто позади тебя, когда ты вглядываешься в фиолетово-алое ничто, наполненное всем, что ты когда-либо сумеешь постичь?.. Кто рождает все эти звуки? Твое племя. Племя тех, кто в фиолетово-алом видит лишь подсвеченный горизонт.

Ты все дальше... уходишь вперед. Оставляешь в своих глазах лишь тускнеющую палитру заката и редкие деревья, вращающиеся в кристальном холоде. И в этой хрустящей пустоте ты видишь тепло жарких стран, ощущаешь нежность бриза, весну и осень, дождь и запах зелени - все, что бывает, когда ночь сменяет день.

...Но они все дальше - люди, звуки, запахи. Фиолетово-алое тлеет из последних сил, скрывая в себе все, с чего начнется завтрашний день. Где-то там... вы встретитесь с ним.

***


Тында - примерно делит Байкало-Амурскую магистраль пополам, и все, что западнее ее - это западный БАМ, а что восточней - соответственно, БАМ восточный.

Между Комсомольском и Тындой больше полутора суток поезда и полутора тысяч километров гор, тайги, одиноких поселков, входящих и выходящих пассажиров. "Почему у них Клондайк, а у нас Кулунда?.." - приходит на ум строчка песни Юрия Наумова. Клондайк на Аляске, а Кулунда где-то здесь, на восточном БАМе. Где-то очень далеко около этой дороги расположен Байкал, Северо-Муйский тоннель, высокие горные хребты... На востоке пейзаж чуть менее впечатляет, зато и магистраль было строить здесь, вероятно легче. Хотя не знаю... По сравнению с западным, где большинство жителей поселков - это потомки строителей железной дороги, восточный БАМ более неспокоен и в социальном плане: здесь гораздо больше людей, чьи родители прошли школу зон, и заметно, что воспитаны они по своим понятиям.

В долгие часы на закате под стук колес иногда приходит ощущение, что все эти люди в вагоне, словно персонажи фильма... от которого ты устал. И тогда приходят строки, что написаны в начале.

От станции к станции вагон то наполняется людьми, то совсем пустеет. Мы вновь решили сэкономить и взяли места в общем вагоне. Общего вагона в поезде на восточном БАМе мне за глаза хватило три года назад, но команда решила не раскошеливаться на плацкарт. ...Беспробудное пьянство среди доброй половины пассажиров, борьба за спальные места, загаженные туалеты. Общие вагоны из Москвы в Вологду или даже из Екатеринбурга в Урай не идут в сравнение в восточным БАМом... Хорошо, хоть не лето, и не приходится бороться с жарой. Василий не любит скрывать, что он из Москвы, и вот уже кто-то их соседнего купе пьяным голосом кричит "Москва... Сейчас я покажу тебе Рублевку!.." Но, слава Богу, все обходится. Московские путешественники в общем вагоне ЗДЕСЬ - слишком диковинное зрелище.

#8 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 марта 2011 - 21:57

Тында

В столицу БАМа мы приехали ранним утром, а на вокзале нас уже ждал Илья с Couch'а. Несмотря на то, что эту ночь мы провели в общем вагоне, выспаться, в целом, удалось.

Тында встретила нас бодрым морозцем не ниже -25 и хорошей погодой. Город в свое время практически полностью был построен москвичами, поэтому главной улицей здесь является Красная Пресня. Ни один житель Тынды не примянет пошутить на эту тему. А еще на местной Пресне совсем не бывает пробок.

Сейчас Тында - транзитный город на АЯМе, Амуро-Якутской автомагистрали (хотя, магистралью ее назвать можно лишь с нятяжкой Размещенное изображение ). Заняться в городе, по большому счету, можно двумя вещами: либо связать свою жизнью со службой на железной дороге, либо заняться мелким бизнесом. В последние годы действительно многие здесь выбрали последее, и даже за те три года с тех пор, как я здесь побывал, видно, насколько выросло количество маленьких магазинчиков. Может, это и к лучшему, но хотелось бы видеть, как развивается не только бизнес, но и культура. К сожалению, в маленьких и даже средних городах с этим у нас по сей день непросто.

Размещенное изображение


Однако, Тында - город достаточно большой. Здесь, например, достаточно большой кинотеатр с повсеместно распространившимся в последние два года 3D.

Размещенное изображение


Правда, афиши здесь рукотворные, что даже радует. Есть в этом какая-то неповторимость. Также можно видеть, что наравне с блокбастерами и флагманами проката показывают и советскую классику. Такого мне нигде встречать не приходилось.

Кстати, о Санктуме. Этот блокбастер зимы 2011 хотелось посмотреть еще в Москве, долго ходили мимо кинотеатра в Тынде и уже, было, собрались... но не случилось. На фильм я, таки, сходил, но уже в Якутске и один - команда "перегорела" в своем желании тратить на него деньги. А фильм, между прочим, стоящий, жизненный, и без кучи нарисованных аватаров оказался Размещенное изображение .

Размещенное изображение


Рядом с вокзалом, как водится во многих городах, стоит паровоз. Правда, учитывая, что Тынде всего 35 лет, и когда сюда проложили рельсы, во всю уже использовались дизельные, а потом, и тепловозы, странно, что именно здесь он делает. Пригнали, чтоб поставить как памятник? Хотя, без таких символов наша жизнь потеряла бы свой неповторимый вкус, наверное... Размещенное изображение

Вокзал, к сожалению, сейчас уже так просто не поснимаешь. Пандемия борьбы с терроризмом преследовала нас на всем жд-отрезке путешествия. Тут особо надо отметить, что Василий как раз коллекционирует фотографии вокзалов... И уж столько внимания он к себе вызывал у стражей порядка! Он-то не сдавался, и на каждой станции старался достать камеру (а вокзалы, надо отметить, на БАМе вообще очень разные и чаще всего самые красивые здания из поселка или города, где они стоят). В этом плане ему, впрочем, проще: мыльница гораздо оперативней зеркалки для таких съемок. И все равно: где-то заставяли стирать снятое, в Февральске даже успели побеседовать с ним в дежурной части (благо, поезд наш стоял в этом городе достаточное количетсво времени), но Вася все равно серьезно пополнил свою коллекцию.

Размещенное изображение


Зато в Тынде нам удалось совершенно беспрепятственно войти в высотку на центральной улице. Кстати, это единственные 16-этажки на несколько тысяч километров вокруг. И оттуда действительно видно весь город. Все панорамы увеличиваются кликом.

Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение

Внизу ходят люди...

Размещенное изображение


Размещенное изображение


Главный храм Тынды. Как и многие православные церкви на Дальнем Востоке, построен совсем недавно. Зато, что интересно, здесь чаще встречаются достаточно монументальные здания других конфессий, в частности адвентистов и свидетелей. Совсем мало на Дальнем Востоке мечетей, хотя гостей из восточных республик даже в Якутии немало.

Размещенное изображение


Вот такая она - улица Красная Пресня в шести тысячах километров от Москвы. Час-пик.

Размещенное изображение


Об этой котельной, которая хоть и находится на окраине города, разговор отдельный. Тында - один из тех городов, которые отапливаются углем. Нет здесь газа и нефти. Но когда город таких масштабов отапливается твердым топливом... Это не просто дым из трубы, это взвесь. На следующем кадре панорама Тынды, снятая с сопки. Таков этот город - с современными домами среди гор и тайги. А над городом та самая взвесь, которая в морозные дни никуда не улетучивается, часами вися в воздухе... а потом, неспешно оседая вокруг. И если город еще в низине, и сажа пролетает над ним в сторону гор (хоть и не вся), то на сопке, куда нас повезли снимать эту панораму, мне стало страшно смотреть под ноги! Серо-желтый снег повсюду! Где красавица белоснежная зима?.. Когда видишь такое, как-то по-новому начинаешь ценить газ и даже нефть... На фото я это даже снимать не захотел.

Размещенное изображение


Панорама Тынды

Размещенное изображение


Но вот мы и снова в городе, на мосту через реку Тында. Здесь снег достаточно белый, а по льду даже проложен зимник - лед тоже чистый. Однако интересно и страшновато, когда по одной стороне реки идет автомобильная колея, а с другой огромная полынья... И машины ездят! И вода течет.

Размещенное изображение


Символ: Строитель БАМа.

Размещенное изображение


А вот эти символы прячутся во дворах. Отряд матрешек со слезами на глазах и растекшейся тушью идут на штурм незримого врага с металлическими оглоблями в руках. Вообще-то это детские качели.

#9 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 11:48

Размещенное изображение


И еще в Тынде есть свой монастырь. Образован он, видимо, раньше, чем построен центральный храм, расположен ближе к окраине.

Размещенное изображение


Главная церковь деревянная.

Размещенное изображение



Но, что более интересно, часовня и часть келий соорудили из вагонов! Вот это настоящий БАМовский монастырь! Над открытой дверью можно разглядеть икону.

Вот такая она Тында, столица БАМа. Все-таки, добрый и тихий город. Отдельное спасибо Илье за всяческую помощь в знакомстве с городом.

Размещенное изображение



Все дни, что мы были в Тынде, светило солнце. Но ясные дни кончились ровно тогда, когда мы, наконец, отправились на трассу. в Городе мы подзасиделись. Лично для меня, находиться в путешествии на одном месте больше трех дней - перебор: впечатления набраны, и нужно двигаться дальше, иначе наступает какая-то пресыщенность, что ли, разбавленность от того или иного места. Однако, тогда я еще не знал, что так подзасиживаться нам предстоит в каждом из городов по пути до самого Магадана - у моих коллег по команде взгляды на скорость передвижения в путешествии оказались прямо противополжными. Такие подробности на будущее нужно будет выяснять заранее, а пока...

...А пока стоит снежное утро. Метет, и около 20 градусов мороза. Илья со своим другом- водителем вывозят нас за город, не веря, что нам куда-то удастся уехать автостопом. Но... всегда удается.

Размещенное изображение


В снежной пелене остается Тында, за спиной трасса на север. Погода абсолютно не "лётная", и машин практически нет - ехать в такую пургу не только сложно, но и особенно опасно. Но мы уже двинулись, и назад пути нет.

Очень смутно мне представлялось раньше растояние от БАМа до Якутска: знал только, что дорога от Тынды на север одна, это АЯМ, и доехать от одного города до другого - это как от Москвы до Вологды добраться. Или из Кирова до Сыктывкара, быть может. Но путь оказался совсем другим. На самом деле это почти тысяча километров пути, почти в два раза больше, чем я предполагал. И первая часть часть АЯМа, при этом, представляет собой красивую и извилистую горную дорогу через Становой Хребет.

Трасса эта появилась в виде обозной дороги еще до 20-го века. Когда-то расстояние это здешние купцы преодолевали в течение почти двух месяцев, двигаясь по наезженным тропам и по льду рек. Также, говорят, что весной и осенью в качестве вьючных животных здесь использовали не только лошадей, но и... верблюдов. Летом же вся местность здесь представляла одну непроходимую марь (марь - местное название болот), и связь Якутии с южными районами материка полностью прекращалась.

Сейчас Амуро-Якутская Магистраль - это тысяча километров отсыпанной щебнем дороги, проехать которую можно в зависимости от автомобиля и его загруженности за 18 часов. Хотя тяжеловесные грузовики иногда в пути здесь и до пяти-семи дней. Именно на этой трассе в 2008-м случилось наводнение, фотографиями которого был наполнен Интернет, и даже по телевидению немало говорили об этом. Местные реки слишком мощны и велики, чтобы неасфальтированная трасса могла им противостоять, поэтому в сезон дождей можно ожидать всего. Тогда, например, дорогу размыло так, что КАМАЗы и УРАЛы увязали в грязи на метр, а легковушки не могли открыть двери. И те, и другие по неделе, а то и по две, оказались запертыми срезди гор и тайги. Добавить сюда изнуряющий климат и вездесущего гнуса-мошкИ, которым кишат эти места, и становится понятным, почему я с гораздо большим удовольствием отправился сюда зимой.

Удивительно, но существует здесь и пассажирское сообщение. Якутск - это еще не город-остров, и немало людей ездят туда и обратно на маршрутных такси. Почти все они здесь - это маленькие японские микроавтобусы на 8-10 мест. Однако стоимость таких перевозок составляет многие тысчи рублей, и цивильному путешественнику стоит задуматься, много ли удастся сэкономить, не полетев куда-то из Якутска, а сначала протрсясясь на маршрутке-трофи, а потом еще добирась до нужного города по железной дороге. Хотя, летом цены на воздушный траспорт здесь везде запредельные - от полутора тысяч долларов, поэтому, хочешь - не хочешь, а поедешь по земле...

Также почти половина попавшегося нам на трассе трафика, это частные микроавтобусы, набитые китайцами (или корейцами?). АЯМ - это прямая дорога из главных ворот России в Китай - Благовещенска, поэтому здесь нескончаемым потоком на север идут и товары из КНР, и сами китайцы едут на заработки в неведомый северный край (улыбка). Якутия в этом плане для них действительно очень лакомый кусочек.

#10 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 12:28

Три человека - не лучшее количество для передвижения автостопом: в большинство машин да еще с рюкзаками не поместиться. Однако, мы великие оптимисты, и почти везде ехали втроем, не разделяясь. Но также понимали и другое: если останавливается машина, которая может взять только одного, то кто-то из нас и должен ехать вперед. А встретимся мы уже в конечном пункте. Благо, останавливаются здесь даже стопящим парням, и даже если их целых три. Привычка не бросать людей в тайге, кроме того нас в 100% случаев узнавали путешественников - простые люди в ярких одеждах и с рюкзаками здесть также 100% по трассе не ездят.

В это утро повезло Олегу - он на трассе новичок, и когда мы довольно скоро остановили легковушку с двумя якутами, пергонявшими купленный Джип из Владивостока в Якутск, то, не раздумывая, решили вперед отправить его, Олега. Таким образом, мы остались на трассе вдвоем с Василием, и наш путь оказался совсем не таким быстрым, как у нашего друга. После полутора часов ожидания мы, все же, уехали немного вперед на КАМАЗе, расчищавшем дорогу во время снегопада. И, хоть машин почти и не было, все равно приятно ехать и понимать, что делаешь для других благое дело - расчищаешь им путь.

Так мы добрались до последнего пункта Амурской области, где стоит единственное на 200 км кафе, впереди по трассе простирается Якутия, а кругом горы-горы-горы, метель и... пустота. Кроме этого кафе и дома, где живут содержащие его люди, здесь нет вообще ничего. И даже электричество вырабатывается дизельным генератором - полная автономность! Мы зависли здесь почти до вечера. Сначала совсем иссяк поток машин, отважившихся в такую погоду ехать в Якутск, потом замерзли и мы, и следующие часы просто "висели" в кафе, вяло опрашивая редких водителей, проезжающих мимо и заходящих в кафе, не смогут ли они подвезти нас в сторону Якутска. Ах, да... я еще не упомянул ведь, что на дворе было 23 февраля? (улыбка). История повторяется: если вы читали о моем путешествии в Нарьян-Мар, то, может, помните, что ровно год назад, в день Защитника Отечества мы также пытались уехать в тот далекий город, расположившись в одинокой кафешке где-то в Заполярье. Единственный плюс во всем этом - это горячая еда, которой мы несколько раз успели насытиться, сидя в амурском кафе. В Заполярье были только "дошираки".

Совсем уныло стало ближе к вечеру: за окном мело и выло, словно в каком-нибудь фильме о полярниках, никаких водителей не было уже часа два, а теперь еще и... отключилось электричество. Это ли не оторванность! То, что в эту пургу надо бы еще и куда-то ехать, даже представлять не хочется. Мысли, скорей, о том, чтобы сидеть в этой теплой таверне и при свечах коротать вечер за длинными дорожными историями. Завтра, быть может, будет солнце...

Однако Василий подгоняет и заставляет двигаться: начинаем по очереди выходить в пургу и стоять на трассе в ожидании проезжающих мимо машин, водители которых в кафе не останавливаются. И вдруг мне везет: после получаса безуспешного стояния на пустой трассе красный от мороза напарник возвращается в кафе, а я, едва занимаю его пост у дороги, вижу издалека большой Джип, который сразу же мне и останавливается. Джип черный и с левым рулем - редкое здесь явление, которое почти никто не может себе позволить. Но водитель - подстать автомобилю, не из трусливых. Даже немного жаль покидать это кафе, но мы едем до Нерюнгри. Первый на пути якутский город, и за спиной останутся первые 200 км пути. Интересно, где уже Олег?

#11 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 12:47

Размещенное изображение


Между предыдущим кадром и этим более суток пути. Это выглядещее черно-белым, на самом деле цветное изображение перрона в поселке Томмот, что уже в Якутии и на полпути к Якутску.

Прошедшую ночь мы провели на вокзале Нерюнгри, куда квечеру, все-таки, добрались. На самом деле, уже половина пути от Тынды до Якутска имеет сейчас железнодорожное сообщение, а скоро рельсы дотянут и до самой столицы республики. Однако путь на север мы решили начать уже на трассе, не используя возможности ЖД до последней капли, так сказать. Но если у Олега так оно и получилось, мы, взвесив все "за" и "против" к ночи проехав только 200 км и оказавшись на вокзале незнакомого города решили, что и голове, и телу нужен отдых. Поэтому, пока ночь, мы попытаемся выспаться на вокзале, а следующие полдня проведем в поезде, глядя на местные красоты. Плюс в том, что поезд отправляется в путь аккурат на рассвете, и все пейзажи мы обязательно увидим при свете дня, а во второй его, дня, половине уже окажемся еще на 300 км северней.

На вокзале, надо отметить, мы замечательно выспались, расстелив в дальнем углу "пенки" и спальные мешки. Только несколько раз в жизни спал, расстелившись на полу вокзала, благо в таких далеких городах это позволительно, и ни пассажиры, ни стражи порядка не донимают. А в шесть утра традиционный вокзальный патруль вежливо вас разбудит, не дав проспать рассвет (улыбка).

Завтракать решили уже в поезде, и еще сонные, не спеша собравшиеся, пошли к составу. В лицо отчаянно дул колкий морозный ветер, и именно в этот момент думать, что мы едем путешествовать в царство Холода совсем не хотелось. Нужно проснуться.

#12 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 13:24

...Просто смотрю в окно. Окно поезда Нерюнгри - Томмот. Красивейшая дорога, идущая по горам и среди гор. Рельсы, по которым сейчас идет поезд, словно что-то нереальное среди девственной природы - сопок, ущелий, величественных рек... Все это под снегом сейчас. Лаконичная картина, подчеркивающая выступающие детали пейзажа: деревья, камни. Да сколько сил, мужества нужно, чтобы появилась эта дорога, по которой еду сейчас!

Сейчас мы на самом юге Якутии, пересекаем горную гряду - Становой Хребет, который, словно стена, отделяет восточную Сибирь от царства Холода, находящегося на севере за горами. Там уже и другие морозы, и просто совсем другой климат. Гладя на эти горы, понимаешь, что они действительно могут разделять два совсем непохожих региона. Как Урал, например. В ширину он также лишь около 300 км, и высота лишь километр-полтора, но по одну его сторону теплая Европа, а по другую - холодная Сибирь. Почти также и здесь.

Кстати, Становой хребет - местность сама по себе очень знаковая. Уже несколько человек подряд уже рекомендуют прочесть нам книгу Юрия Сергеева об этих местах, которая так и называется "Становой хребет". Именно здесь в 20-е годы 20-го века зарождалась золотодобывающая промышленность молодой Советской страны, а золото отсюда сыграло важнейшую роль в развитии всей экономики страны в то время. Просто это одно из тех мест в России, где очень много его находили, а добывать продолжают и сейчас.

...Ближе к югу на том участке пути, где мы едем, всюду лиственницы, невысокие березы, стланник. Примечательно, что, несмотря на обилие снега, все ветви этих деревьев стоят голые, без снега. Исключение - кедровый стланник (тот самый, о котором писал Шаламов в "Колымских рассказах"). С наступлением холодов он пригибается к земле и практически полностью укрывается снегом. В остальном, голые сопки и такие же голые черные остовы деревьев производят очень суровое впечатление. Все резко меняется в середине пути между Нерюнгри и Томмотом: на смену горам и голым лиственницам приходит настоящий северный лес. Как я люблю: стройные северные ели в снегу, немного лиственниц и совсем уже нет берез. Сказка! Действительно, климат меняется с каждым часом.

И вновь горы, вновь оголенные хребты. Поезд будто летит: с одной стороны уходящий далеко вверх склон, с другой почти отвесный обрыв. Там, несколькими сотнями метров ниже, раскинулась снежная долина. Вот над ней-то и летишь... под стук колес о рельсы. И вдруг - поселок, вокзал, люди. Подъезжаем к Алдану, еще одному золотодобывающему городку южной Якутии, но появляется из-за очередной сопки он так неожиданно, что даже не верится, что здесь живут люди.

Василий оперативно фотографирует вокзал и окрестности, меня же с моей зеркалкой опять ловят и заставляют стереть все, кроме выложенной выше фотографии перрона. Фотофобия в России цветет пышным цветом, а большие объективы для стражей порядка уже сродни красной тряпке, к сожалению.

Размещенное изображение


Вот этот вокзал, однако же, снять удалось. Мы приехали Томмот - конечный пункт, куда в Якутии на данный момент ходят поезда. Приехали, увидел местных милиционеров и просто попросили снять вокзал, предварительно представившись. И те совершенно спокойно разрешили. В нашей стране вообще принятно спрашивать разрешения, видимо... А этот новый вокзал красивый и необычный, изображает национальные жилища якутов.

#13 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 14:04

Прежде чем распрощаться с железной дорогой, несколько слов о Железных Дорогах Якутии. Именно так: это внутренние национальные железные дороги, а уже далеко не РЖД. В каждой республике в России свои национальные черты, но такой суверенной, как собственные пути сообщения, я не встречал еще нигде. Кстати, в 90-х Якутия была единственной республикой, решившей ввести для въезда на свою территорию отдельные визы (!) для граждан остальной России. Ну, тогда вообще было время смутное...

О национальных чертах Якутии я еще буду писать в дальнейшем, а пока замечу, что сейчас люди в республике приветливы, и препятствий для передвижения мы не встретили. Особенно приятно было, что еще проводницы - по сути, первые представительницы местного населения, пожелали нам удачно попутешествовать по своей республике и были рады, что такие путешествия интересны гостям из далекой Москвы. В целом, такое отношение к нам сохранялось на протяжении всего пути вплоть до Магадана, что, конечно, порадовало.

***

Размещенное изображение


АЯМ - федеральная трасса, и здесь, хоть и одно на пару сотен километров, сейчас уже можно встретить кафе с полноценной едой. Неудивительно: поезда до Якутска пока не ходят, и снабжение города по большой части происходит автотранспортом. Однако, трасса, напомню, представляет собой лишь отсыпанную щебнем грунтовую дорогу, и в период разлива рек на ней случаются разные перепитии.

Это кафе за Томмотом, наверное, самое большое на трассе до самого Якутска. Дальше этого поселка ещене ходят поезда, многие водители встают здесь на ночлег перед дальнейшей дорогой на север, также останавливаются в этом месте все пассажирские такси. Интересна вывеска "Кафе Ника". Это первое придорожное кафе в России, где я увидел название, дублирующееся на... китайском языке! Надписей на китайском на улицах я не встречал нигде, кроме Благовещенска - ворот в Китай. Но чтоб в Якутии... Но китайцев здесь действительно ездит больше, чем где бы то ни было еще.

***


До этого кафе мы добрались незадолго до заката. Олег в это время уже гулял по Якутску, туда он прибыл еще на рассвете, а мы преодолели лишь половину пути. Но этот путь нельзя назвать неинтересным (улыбка). Мы уже и не торопились, а просто путешествовали (еще улыбка). Уехать затемно можно было даже не надеяться. Дальнобойщики здесь в ночь ездить не любят, а в пассажирских машинах либо нет мест, либо это маршрутки (кстати, на фото сверху видно один из таких миииикроавтобусов), везущие за много тысяч рублей.

И мы остались здесь: до полуночи сидели за столиками, смотрели ТВ (непроизвольно), не раз кушали и пили чай. После Василий отправился в поселок на поиски дешевой гостиницы (и, как потом выяснилось, переночевал там в коридоре абсолютно бесплатно), а я выбрал более хипповый вариант подремать на стуле в кафе. В последние годы путешествий у меня даже стало немного получаться выспаться таким способом. "Постелиться" на полу нам здесь, к сожалению, не разрешили.

#14 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 16:22

А на утро, как это обычно и бывает, все наши мытарства окупились сторицей. Непогода осталась позади, и новый день осветило прекрасное якутское солнце. Температура ночью упала до -33 (и я это с лихвой прочувствовал, ибо туалеты в придорожных кафе и здесь оборудованы только на улице).

Размещенное изображение


Василий вернулся из ночных похождений, и вот мы, наконец, на трассе. Среди машин встречаются такие вот "вахтовки", оборудованные для местного очень сурового климата. Выхлопная труба направлена вверх, зачем это делается, расскажу позже.

Договориться ни с кем в кафе так и не удалось, но в такое утро просто хочется самим действовать активно. И действительно: на наши поднятые руки с оттопыренными в толстых рукавицах большими пальцами вскоре остановились два китайских самосвала. Грузовики эти новые, их хозяин с помощником перегоняют их прямо с китайского завода через Благовещенск в Якутск, а затем и в Мирный. От Якутска до Мирного (это там, где была добыча якутских алмазов) еще больше тысячи километров пути в сторону, противоположную нашему маршруту, но вот до столицы Якутии мы, похоже, нашли себе транспорт (улыбка).

Василий сел в кабину к помощнику (в каждой машине лишь одно пассажирское место), а я основному водителю и владельцу машин, по совместительству. Им оказался очень интересный в общении якут. Насколько этот человек интересен и смел, станет ясно дальше. А пока отдельная благодарность за чистые лобовые стекла: в грузовиках это такая редкость! Благо, машины новые, день солнечный, и мы отправляемся в путь. К вечеру, если все пойдет удачно, будем в Якутске.

***

Размещенное изображение

Вопреки нашим ожиданиям, на дорогах Якутии, во всяком случае, южной, немало красивых иностранных фур. Единственная особенность - все они переоборудованы к эксплуатации при экстремально низких температурах. Прежде всего, это утепляющая "гофра" на бампере, почти везде - двойные стекла, и, по возможности, отключенная автоматика. Часто иностранные машины просто не дают себя завести, если температура ниже определенного порога. Поскольку в Якутии температура ниже этого порога (как правило, он составляет -35 - -40 градусов) несколько месяцев в году, местные переоборудуют запуск и некоторые другие функции автомобилей под ручное управление. Иначе никак... Двойные стекла, в свою очередь, представляют из себя вырезанное по размеру и приложенное через прослойку "губки" к основному стеклу, поверх плотно приклеенное скотчем. Изобретение насколько гениально, настолько и просто! Особенно непривычно было видеть, как таким образом крепятся огромные лобовые стекла в грузовиках (да, владелец просто покупает второе такое же стекло и крепит вышеуказанным способом - иначе в машине будет минус, а на стеклах ледяные кружева...). Самое интересное, что скотч успешно выдерживает 60-градусные морозы, неся на себе немалый вес стекол!

#15 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 16:27

Размещенное изображение


Дорога чем севернее, тем становится уже и глуше, все меньше походя на федеральную трассу. Указатели в таких местах часто являются излюбленной мишенью подуставших водителей с карабинами на задних сиденьях. Вот и здесь знак изрешечен дробью.

#16 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 16:32

Размещенное изображение


Однако местами дорога выглядит очень опрятно и красиво, и только асфальта не хватает для полного счастья.

Здесь же, прямо рядом с дорожным полотном проходит недавно проложенный железнодорожный путь. В некоторых местах, как на этом фото, рельсы уложены практически рядом с автодорогой, повторяя ее изгибы. Честно говоря, учитывая такую крутизну поворотов, можно предположить, что поезда будут идти достаточно медленно, впрочем, может, таких мест и немного: здесь обе дороги идут практически по берегу реки - иначе просто не проложить. По состоянию на начало 2011 года уже проложены рельсы со всеми мостами и разъездами до поселка Кердем, от которого до Якутска остается сто с небольшим километров - об этом гласит стенд на вокзале Томмота, иллюстрированный фотографиями со строительства дороги. Честно говоря, даже непривычно, что дороги в такие отдаленных труднопроходимых местах строятся в наше время и современной техникой. Так уж вышло, что все самые "сложные" рельсы в стране были проложены во времена СССР, и либо силами заключенных, либо, в лучшем случае, комсомольцев (как, например, большая часть БАМа). По непроверенным данным уже сейчас рельсы полностью уложены до Нижнего Бестяха - поселка напротив Якутска, расположенного на другом берегу Лены. Известно также, что там уже начато строительство вокзала... так что недолго осталось. Как поезда будут попадать в сам Якутск, еще решается: либо, все же, будет построен 14-километровый мост, обещающий стать одним из самых "дорогих" мостов в России, либо организуют железнодорожный паром. И тот, и другой проект аналогов в стране еще не имеют, однако ждать осталось всего два года: по плану первый поезд должен прийти в Якутск в 2013 году. Если Конца света не случится (улыбка).

Железная дорога, само собой, не предусматривает электрификацию, но думается, здесь и поток транспорта будет не такой, чтобы нанести существенный вред природе. А вот то, что скоро еще один "почти город-остров" свяжут рельсами с Большой землей, является весьма знаковым фактом: с приходом железной дороги большинство городов и целых республик меняются кардинальным образом. К лучшему или к худшему - это везде по-разному. Например, водитель, что управляет грузовиком и везет меня в Якутск, честно признается, что против этого "транспортного освоения" республики. "Природу погубят, уклад жизни поменяют". Но так или иначе, прогресс движется только в одном направлении, и его не остановить. Поживем - увидим. И когда-нибудь приедем в Якутск поездом: все же, самолеты - это слишком большой стресс для меня.

А, кстати. О "стройке века": в данный момент уже официально заявлено о строительстве железной от Якутска до Магадана. И вот это уж действительно Проект с большой буквы на пару десятков лет, минимум. Нас ожидает второй БАМ?

#17 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 16:36

Размещенное изображение


Но пока мы все еще на пустынной зимней трассе - единственной ниточке, соединяющей по земле Якутию и остальную Россию. И здесь очень красиво.


Размещенное изображение


Трасса превратилась в совершенно пустынную лесную дорогу.


Размещенное изображение


Размещенное изображение


А вот и КАМАЗ, куда же без него.


Размещенное изображение


В первый день еще не до конца веришь, что, наконец, в Якутии - такой далекой от дома республике. Помогают поверить в это дорожные знаки: даже районы здесь называются по-своему - улусами.

#18 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 17:01

Размещенное изображение


Железнодорожные еще не действующий мост в тайге.

#19 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 17:02

Размещенное изображение


Размещенное изображение


А вот так выглядят те два китайских красавца, на которых мы проехали путь до Якутска. И автор сих строк на их фоне (улыбка).

#20 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 31 марта 2011 - 17:03

Размещенное изображение


...С ветерком по федералке прокачусь я до Якутска Размещенное изображение . Кстати, в кадр часто попадали вышки сотовой связи. От Тынды до столицы Якутии на трассе почти везде есть связь. Правда, только от... красного оператора сотовой связи. Остальные только в городах, и то не все и не во всех.

Размещенное изображение


  • lann нравится это





Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей