Водные делаВпереди меня ждали Мечекские горы. Впрочем, горы эти назвать горами можно с некоторой натяжкой - что-то вроде Вепсской возвышенности в Ленобласти. Весь следующий день я вкручивал через эти горки, местами было очень красиво. Делал портреты велосипеда
Пытался срезать углы по тропинкам. Безуспешно: как правило, при этом я нарушал моё же сформулированное в
«Веловенгрии глазами люмпен-велосипедиста» правило - не ездить по дорожкам, обозначенным на карте чёрной ниточкой.
Делал себе кофе из такой водички, что можно было обойтись и без заварки:
Ну, и наконец я подъехал к Балатону.
К Балатону я подъехал в самом узком его месте, напротив Тиханьского полуострова. Там через озеро ходит единственный паром. Поскольку места это туристические, паром строго платный (2 евро стоит переезд велосипедиста), более того, на въезде висит грозная фраза о десятикратном штрафе за безбилетный проезд, фраза продублирована на немецком и английском.
Со мной вместе ехала стайка велосипедистов-шоссейников, на лёгких быстроходных велосипедах, в красивой форме и шлемах (замечу, что таких я вовсе не отношу к «пенопластовым» - это люди гармоничные и адекватные).
Выгрузившись с парома, велосипедисты тут же упорхнули, а я не спеша поехал вдоль самого берега озера. Там спокойная трасса, рядом велодорожка, но вот берег озера, увы, доступен мало где - либо сплошные заросли осоки, либо частная собственность. Впрочем, изредка встречаются культурненькие набережные с лестницами для купания, столиками. А водные дела продолжаются: впереди небольшой городок Балатонские Ключи (Balatonf?red). На въезде в город и вправду фонтанчик, у него припаркованы машины. люди с канистрами набирают воду. Я бодренько перевалил через Южно-Баконьские горы и въехал в Веспрем.
Веспрем - приятненький городок, на каждом углу висят плакаты «Веспрем - университетский город», полно молодёжи и неповторимо-приятная атмосфера.
Ещё раз внимательно сверившись с недавно купленным атласом, я убеждаюсь, что дальнейшая дорога через Северно-Баконьские горы не сулит мне ничего хорошего - единственная трасса, там должен быть большой трафик (да и опросы местного населения это подтверждали).
Поэтому решаю ехать поездом до Гьёора (Gy?r). Я готовился к путешествию и предвидел этот вариант, поэтому у меня с собой была распечатка нужного листа расписания с сайта MAV.
Венгерские железные дороги - это сказка, но, увы, их постепенно постигает та же участь, что и в подавляющем большинстве стран - полчища автомобилей экономически давят железную дорогу. Тарифы растут и в результате поезда поначалу «возят воздух», а затем и вовсе исчезают.
По дороге в Гьёр, попивая нежное белое вино, я размышлял, как же мне ехать дальше. Пересекать город и ехать по велодорожке вдоль трассы? Скучновато. И я решил немного отъехать назад, на северо-восток, и продолжить свои водные дела: переправиться через Старый Дунай, с тем, чтобы попасть в местечко Веэнек (V?nek). Там должна быть паромная - специально для пешеходов и велосипедистов - переправа (на карте около циферки 1 на жёлтом фоне).
На подъезде к этой переправе начались какие-то совсем буераки и огороды, а местное население мне поведало, что комп уже второй год как не ходит. Тем не менее я был уже близок к цели и решил положиться на удачу. И действительно, через несколько минут я увидел приближающийся ко мне тарахтящий экскурсионный катерок. Помахал ему рукой, тот подплыл и переправил меня на другую сторону, взяв 500 форинтов (2 евро). Собственно, этот катерок когда-то был тем самым паромом, а теперь возит экскурсантов по дунайским рукавам.
Устроившись поспать прямо у переправы - день у меня был очень-очень длинным, я проснулся поутру и отправился вверх по дунайской дамбе к мосту через Дунай.
И вот я на словацкой стороне, двигаюсь по дунайскому каналу к знаменитому гидротехническому сооружению - Габчиковскому Водному Делу (полное название - S?stava vodn?ch diel Gab??kovo - Nagymaros). Параллельно мне плывёт белый пароход - экскурсанты из Австрии, мы соревнуемся в скорости и приближаемся к Габчиковской плотине. Скамеечки на фото - это кафе, шлюзование происходит довольно долго.
Водные дела, связанные с этим водохранилищем, тянутся уж несколько десятилетий. Первоначально это был совместный Чехословацко-венгерско-австрийский проект создания огромного водохранилища на Дунае, оно улучшило бы судоходство, сглаживало бы паводки. Однако реализации этого проекта мешали многочисленные протесты общественности. В результате в 90-х годах Австрия и Венгрия отказались от участия в проекте, и словацкая сторона построила всё на своей территории. Старое русло Дуная по-прежнему является госграницей, а водохранилище - полностью на территории Словакии. В Австрии и Венгрии вдоль Дуная тянутся нацпарки, а в Словакии огромное водохранилище превратилось в рекреационный центр - так что не сказать однозначно, что тут лучше, что хуже. По всему периметру водохранилища по дамбе идёт велодорожка, висят плакаты со схемой, в одном месте ходит (бесплатный!) паром. В начале русла Старого Дуная - аквапарк.
Я решил поехать южным берегом водохранилища, чтобы поглядывать на старое дунайское русло. Однако с дамбы его не видать, зато видны многочисленные дачные участки. Тем не менее в одном месте я услышал рокот, спустился с дамбы, проехал сквозь рощицу - и передо мной открылся настоящий бурлящий порог!
Двигаться к Братиславе было поздновато, погода начала портиться, и я вернулся в Венгрию, в придунайские рощи. Тучи сгущались всё больше и больше и я счёл за благо найти себе HR под крышей. Им оказалась симпатичная, правда, чуть покосившаяся охотничья будка. Один я еле-еле поместился туда по диагонали, закрыл прорехи полиэтиленчиком, сварил себе вечерний глинтвейн и провёл прекрасную ночь.
А к утру дождик уже прошёл!