Самая южная точка России находится в Дагестане. Здесь концентрируется наибольшее количество разных народностей (по соотношению количество народностей на регион).
Здесь нам уже довелось побывать 2 года назад во время поездки в Иран (и даже встретить тут Новый год). Когда-нибудь надо будет написать и про ту поездку. Тогда довелось посетить Дербент и совсем немного Махачкалу. Во второй же раз мы поступили как раз наоборот: посмотрели хорошо Махачкалу и проездом были в Дербенте.
Республику Дагестан многие считают очень сильно непохожей на другие российские губернии. Это заслуженно: процент русского населения здесь довольно мал (меньше, наверное, только в Туве). Даже разговоры у местных часто построены так, что Дагестан воспринимается уже чем-то отдельным: "Вот в России так-то, а в Дагестане так-то".
При этом всём именно русский язык основной в республике и надписей на каком-либо другом языке практически нет. Объяснение простое: в отличие от, скажем, Татарстана или той же Тувы, где живёт один народ с одним языком (и все вывески на этот язык можно продублировать), в Дагестане - масса различных народов, с языками, отличающимися друг от друга чуть более, чем полностью. Многие приезжие (и я не был исключением) этих особенностей не знают и полагают, что здесь живут дагестанцы и разговаривают на дагестанском языке (за что, полагаю, от местных можно и в морду схлопотать). Наиболее многочисленные народы Дагестана: даргинцы, лезгины, аварцы, кумыки, ногайцы и т.д. (тысячи их!) Понятно, что всем им нужен какой-то язык, на котором они бы могли общаться между собой. Разумеется, русский был наилучшим кандидатом на эту роль. Поскольку, если бы был выбран один из малых языков, это привело бы их носителей в более привилегированное положение перед остальными, что могло бы в последствии создать социальный взрыв. А так в межнациональном плане здесь всё политкорректно и нет никакой социальной напряжённости: все нации довольно мирно уживаются друг с другом.
Однако не всё так и безоблачно здесь, как можно было бы подумать. Если вспомнить самого основного соседа Дагестана, можно представить, каково тут жилось все 90-е и начало нулевых. И сейчас всё очень неспокойно. В отличие от предыдущей спокойной Калмыкии Дагестан будет, пожалуй, на 2-м месте среде южных республик после Чечни по количеству происшествий и упоминаний в СМИ. Наибольшей атаке подвергаются сотрудники правоохранительных органов и силовых структур: по несколько человек в год постоянно гибнет в терактах и перестрелках с группами бандитов. Нас подвозила колонна дагестанских ментов, перегонявших из Нижнего Новгорода бронированные уазики, специально купленные МВД Дагестана с целью обезопасить своих сотрудников.
В целом, несмотря на кажущуюся разницу в менталитете, в дагестанском обществе очень много общего с российским. Самое печальное, что оно переняло у российского самые худшие его черты, которые здесь доведены до невероятных размеров. Это и коррупция таких масштабов, что и в России не везде встретишь. Это и безмерная любовь к понтам, имеющим куда больший статус, чем у русских. Вроде говорят, что европейский менталитет склонен к индивидуализму, а азиатский к коллективизму. Вот по Дагестану этого совершенно не скажешь: каждый желает себе построить собственный дом (желательно побольше, чем у соседа), ездить исключительно на собственной машине (разумеется, как можно покруче). Ради этого можно не есть, ни пить, но если у тебя нет своего дома и машины, то что ты за мужик? Окраины Махачкалы застраиваются частным сектором астрономическими темпами: здесь строит себе жильё чуть ли не вся республика. Как нам говорили многие местные, "все жалуются, что денег нет, но все строятся".
Разумеется, что и на дорогах движение больше всего напоминает броуновское. Конечно, до Каира Махачкале ещё расти и расти, но немалые подвижки уже есть.
Опять же, думаю, что поездив за рулём по Махачкале, в Москве будешь ощущать себя как в Европе. Собственно и в Москве многие не любят дагестанских водителей именно за то, что те пытаются перенести сюда методы движения, используемые у себя. Ездить без выпендрёжа тут как -то не особо принято. На трассе это выглядит порой очень страшно, обогнать по двухполосной дороге прямо перед носом у встречной машины здесь в порядке вещей. Один умник вообще догадался ехать на пустой трёхполосной дороге по средней полосе (в тот момент встречной для него) в темноте с выключенными фарами. Наш водитель еле успел увернуться от него.
Идём далее, гопота. На прямую сталкиваться, слава Богу, не доводилось, но со стороны довелось посмотреть. У некоторых представителей молодого поколения имеются вполне характерные гопнические замашки, напоминающие реальных пацанов из какого-нибудь Нижнего Новгорода, Кургана или Тулуна. Только в кавказском исполнении это выглядит куда страшнее. Также, как и в наших широтах, не любят волосатых людей (только тут несколько другое объяснение: типа ты своими длинными волосами косишь под бабу, тем самым не согласен со своей мужской сущностью, тем самым оскорбляя их мужскую сущность... Короче сплошной ФГМ). В общем, столь популярный образ кавказца-джигита относится как раз к дагестанцам (и к жителям других южных республик России), закавказские народы (грузины, азербайджанцы, армяне) под него очень слабо подходят.
Опять же, может быть всё это следствие нахождения в составе государства Российская Федерация. Даже выезжая из Дагестана в Азербайджан испытываешь облегчение. Там, конечно, бардак не меньший, но народ куда более расслабленный и нет такой сильной напряжённости в атмосфере.
Единственная неприятная российская особенность, которая здесь практически не встречается, - это пьянство. Всё-таки народ в большей степени религиозный, поэтому алкоголизм здесь редкость. Ну и ещё отличительная особенность - высокая рождаемость. Дагестан находится на 2-м или 3-м месте по уровню рождаемости в России, и численность населения здесь неуклонно растёт. Таким образом, своим приростом населения он компенсирует его убыль в большинстве областей страны.
После такого количества негатива, никак нельзя не упомянуть положительные качества жителей Дагестана. Прежде всего, это разумеется традиционное восточное гостеприимство. Мало где в России нас так душевно принимали, причем, что первый раз в Дербенте, что второй в Махачкале.
В гостях у члена хоспиталити Рената
Слева квартирант Рената Заур
Один из наиболее известных членов хоспиталити в Дагестане Багдат, также известный, как