Aвтостоп Санта Елена де Уайрен - Пуэрто Аякуччо, октябрь 2013Даты: 20-25 октября 2013
Расстояние: 1400 км,
Уезжать из Санта Елены было словно покидать свою домашнюю спокойную гавань, как-то незаметно пролетели почти 2 месяца в ее окрестностях. Я немного нервничала перед началом путешествия, вспоминая истории других путешественников про проблемы с национальной гвардией, да и в целом с обстановкой в стране. С другой стороны, одна аргентинская барышня уверяла, что автостоп в Венесуэле функционирует лучше, чем в Бразилии, чрезвычайно удивив меня этим, так как автостоп в Бразилии был чудесен (ждать долго не приходилось; везли, куда надо; да и по дороге всегда покормят. Что же может быть лучше?
Конечной целью была Мерида, но мы решили проехать не через центр страны, как было бы быстрее, а по югу и заехать в столицу штата Амазонас, Пуэрто Аякуччо, чтобы разузнать информацию о возможностях добирания вверх по реке Ориноко. Это была идея моего друга Рашина - как-нибудь попробовать добраться до индейских племен в венесуэльской Амазонии, может быть, даже до известных яномами. Я же, честно говоря, слабо себе представляла, где искать яномами и прочих индейцев, и как добираться до Ла Эсмеральды, центра муниципалитета Альто Ориноко, и дальше. Поэтому сказала: "Ок, доедем до Пуэрто Аякуччо, а там видно будет".
Перед отъездом сгоняли быстренько через в бразильскую Пакарайму,так как мне нужно было снять деньги с карточки. Еще раз убедились, что на границе всем пофиг, кто и куда там ее пересекает.
Из досадного было то, что моя камера перестала работать совсем, а у Рашина в интернет-кафе уже в Пуэрто Аякуччо стащили карту памяти, поэтому фотографий сохранилось немного.
20 октября. На выезде из Санта Елены наблюдалось большое количество машин, ожидающих в очереди на заправку. Дальше заправки мало кто ехал. За полчаса мимо нас проехало три машины и все махали руками, что едут совсем недалеко. Четвертой машиной был грузовичок, увезший нас на 70 км до уже знакомой мне деревни Сан Франциско де Уруани (там поворот с основной дороги к началу треккинга на Рорайму). Так я познакомилась с первой особенностью автостопа в Венесуэле: чаще всего вас везут сзади в открытом кузове.
Второй особенностью, было то, что останавливаются, даже если машина забита под завязку. Насладившись напоследок видами Рораймы и кое-как втиснувшись между крышей грузового пикапа и мешками с провизией, мы доехали до водопада Кама.
Последняя в тот день машина, пикап с семьей, провезла нас почти 300 км до городка El Callao. При этом полдороги мы не знали, куда именно нас везут, так как посадка произошла очень быстро и мы успели спросить только направление. А вовремя одной короткой остановки они так громко врубили музыку, что разговаривать и понять что-то было совершенно невозможно.
Днем проезжали несколько гвардейских постов, на которых на нас не обращали никакого внимания, первое общение с ними состоялось уже затемно. От молоденького гвардейца разило алкоголем, в моем паспорте он разглядывал фотографии на визах, при этом пытаясь незаметно ко мне прикоснуться.. Пришлось раздраженно пшикнуть на него, впрочем, за все время пребывания в Венесуэле это был один из двух не сильно приятных случаев общения с гвардейцами.
В El Callao мы заночевали у небольшого домика экстренной медицинской помощи, работники которого отнеслись к нам очень дружелюбно, угостили нас кофе и разрешили пользоваться туалетом. Жалко только, что там не было душа, который нам был так необходим.
21 октября. Поэтому с утра, позавтракав на рынке (где мне продали самые дешевые арепы - по 2 боливара за штуку) и выпив кофе с Сэмом (сирийцем, живущим в Венесуэле и мечтающем перебраться в Канаду), с которым мы познакомились накануне, мы начали квест "Найди бесплатный душ в незнакомом городе".
В публичном бассейне нам отказали, сказав, что ничего не работает. В отеле на главной площади тоже отказали, предложив заплатить за номер и тогда уже наслаждаться всем благами. Мы снова зашли в магазин к Сэму за советом, и вдруг к нам подошла женщина со словами: "Ребята, если вы хотите принять душ, то можете сделать это у меня дома, только условия там очень простые...". Мы, конечно же, согласились. Нашу спасительницу звали Мария, она была из Колумбии. Ее дом и вправду был очень простой и типичный для бедных венесуэльских кварталов, душ - это большой бак с водой снаружи дома, из которого ты поливаешь себя из шланга. Но какое же это было наслаждение!
Следующим квестом было найти интернет. Пришлось опросить нескольких человек, пока наконец один из них не привел нас к черной железной двери без вывесок, за которой и располагался интернет-клуб.
На выезде из городка уже тусовалась парочка "автостопщиков". Но то ли водителей смущали их белые одеяния, то ли жесты...
Мы же начали стопить довольно бодро..
но жара делала свое дело..
и вскоре я совсем перебралась под пальму. Как ни странно, даже такой ленивый метод оказался результативным.
"Как это так получается, что вы говорите по-испански лучше, чем мы? Вы из Испании?" - такой солидный комплимент нашим коммуникативным способностям на испанском выдает водитель по имени Луис. C Луисом мы могли бы долететь аж до Каракаса, если бы нам туда было нужно. Но хотя нам по пути было только до Пуэрто Ордаз, Луис решил немного изменить свой маршрут и подвезти нас почти до Сьюдад Боливар.
По дороге он рассказывал, что в Венесуэле все так дружно ненавидят Америку, но все технологии и фабрики американские, и что если вдруг все американские компании уйдут из страны, то Венесуэла останется ни с чем, так как не они не обладают нужными знаниями в области производства.
На пеаже встретили одну местную даму, которая нас заявила, что она тоже перемещается на попутках. Дама обладала подушкой и ну очень заметными грудями. Совсем скоро она исчезла с пеажа, наверное, секрет был в подушке.)
Впрочем, нам машины тоже останавливались, но все они ехали в Сьюдад Боливар, где у нас не было вписки. И хотя мы старались всем намекать, что рады бы поехать, да вот ночевать там негде, остались в итоге на ночевку на стоянке у пеажа. Рашин даже расстроился немного, что нам пришлось отказать такому количеству машин.
22 октября. С утра быстро доехали до Сьюдад Боливар и обошли его по кольцу, при этом в одной из машин мне пришлось ехать в открытом пикапе, еле-еле удерживаясь за какую-то конструкцию.
К середине дня солнце стало палить так нещадно, что мы остановились на сиесту. Повесили гамаки, сварили кофе.. и провели в праздном безделье несколько часов. К вечеру доехали до деревни La bonita и заночевали рядом с ней в лесочке под огромным деревом.
3 октября. В Венесуэле приходилось путешествовать в особом ритме, так как днем всегда невыносимо жарко. Поэтому мы всегда вставали очень рано, в 5 утра, чтобы использовать более-менее прохладные часы, двигались до 11 часов, а потом до трех дня устраивали сиесту.
В это утро от места нашей ночевки до следующего поселка нас подхватил школьный автобус, в который мы еле втиснулись со своими рюкзаками.
На выезде из поселка попутной машины ждала пара местных жителей. Вскоре нас всех подобрал фургончик, с которым у нас состоялся такой разговор:
- Куда едете? Пуерто Аякуччо? Не, мы туда не едем!
- Неважно, едете по дороге в ту сторону? Подвезите нас, немного вперед тогда. Мас аделанте, порфавор!
- А, ну, аделанте - это можно! Залезайте!
Это "аделанте" длилось почти 6 часов и 300 км. При этом ехали мы без остановок и в кузове, поэтому по пути не было возможности уточнить у водителей место назначения. Так и ехали всю дорогу, гадая, о загадочности слова "аделанте".
К трем дня доехали до очередного поселка, где нам предстояло провести последующие 24 часа. За это время в нашу сторону не проехало ни одной машины.
Мы сразу завели себе нового друга, скучающего на посту солдата национальной гвардии, который пообещал нам помочь, если вдруг поедет транспорт.
Но до вечера ничего так и не появилось.
Мы попросились принять душ в одном из домов по соседству, который представлял собой уже привычную бадью с водой и шланг, а потом поставили палатку во дворе у другого дома.
24 октября. Продолжили ожидание машины.
Напротив виднелась табличка ресторана "Жареное мясо", постепенно в жареное мясо превращались и мы.
Сострадательные местные жители угощали бутербродами и не скупились на холодную воду.
К обеду вернулась семья, у дома которой мы ночевали, и пригласила нас еще пообщаться и поесть.
К четырем дня сидеть на одном месте надоело. Мы решили пойти пешком хоть куда-нибудь. И даже прошли несколько километров, как случилось чудо - на дороге появился автобус! Я снова порадовалась подтверждению правила: хочешь сдвинуться с мертвой точки, начни двигаться сам.
Автобус ехал в Пуерто Аякуччо, до которого оставалось 200 км, и без вопросов нас взял. Мы решили, что под вечер приезжать в незнакомый город не стоит и договорились выйти на развилке через 100 км.
Уже в полной темноте автобус нас высадил на повороте, где находился чей-то домик. Мы пошли в сторону от него, думая где бы поставить палатку. Но тут нас окликнул женский голос "Эй, выь куда? Идите сюда, оставайтесь у нас!". Несмотря на сложную ситуацию (глава семейства как раз почуствовал недомогание и все ждали приезда машины, чтобы отвезти его в город к доктору), нас тепло приняли и угостили вкуснейшим кофе. Один из сыновей работал геодезистом, он рассказывал о жизни в верховьях реки Ориноко и о тамошних племенах, в том числе и яномами, чрезвычайно заинтересовав меня этими историями. В моей голове наконец-то стала вырисовыватьься идея лодкостопа пo рекe Ориноко.
25 октября. К полудню пятого дня пути мы добрались до Пуерто Аякуччо, отпраздновав это стаканом охлаждающего апельсинового сока.
Привет, Амазония! Привет, Пуерто Аякуччо!
Амазония, кстати, как нам рассказали, единственный штат в Венесуэле, где местное руководство не скрывает своит прокапиталистических взглядов.
Вписки у нас не было, поэтому по совету местных жителей мы достопились до аэропорта, где и закемпились в кустах рядом с озером. Рядом с аэропортом находится и пункт туристической информации, где нам выдали никуда негодные карты и объяснили, что верховья Ориноко - это спецзона. То есть, чтобы посетить те места, нужно иметь разрешение от военных (там находится военная база), от министерства по ресурсам (зона добычи золота), а также спецразрешение от министерства культуры на посещение племен.
"Ага" - кивнули мы и решили доехать, по крайней мере, до конца автомобильной дороги в поселке Самариапо, разузнать информацию про лодки, положиться на судьбу и просто посмотреть, что из этого получится.