Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.
Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.
Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.
На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!
Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание) Визы Транспорт Отчеты Попутчики FAQ
Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.
Из Иркутска в Якутск: трасса Вилюй, села декабристов и якутские бриллианты
#1
Отправлено 25 декабря 2013 - 21:20
Это было то путешествие, где я сосредоточился на тексте. Да, я поехал в прекрасную якутскую тайгу без камеры и делал лишь документальные снимки на телефон. Да, я даже иногда чуть-чуть об этом жалел, но... зато я вел заметки в настоящей бумажной тетради. Поэтому текста будет много. И почти не будет фото. Потому что это новая повесть, моя вторая после дальневосточного путешествия пять лет назад. Поехали.
- Denis_konovalov и Viva это понравилось
#2
Отправлено 26 декабря 2013 - 18:35
Но главная интрига, пожалуй, в другом. В край, куда, как никогда, часто ссылали декабристов, я и сам еду без обратного билета. Вообще-то, вернуться домой в этот раз я планировал во вполне определенные сроки, и билет из Иркутска до самой Москвы взял еще в декабре. Но только на вокзале в Екатеринбурге, где, наконец, решил распечатать электронную версию, понял, что... вместо конца января взял его на конец декабря. В итоге, мой поезд вернулся в Москву без меня еще в прошлом году, а я, не хуже декабристов... В ссылку, в ссылку, господа!..
#3
Отправлено 26 декабря 2013 - 18:53
8 января
...Существуют в России поезда дальнего следования, которые выполняют функцию пригородных электричек, обслуживающих целый регион. Например, общие вагоны, прицепленные к повидавшему на своем веку поезду Москва - Воркута, перевозят в себе жителей всей республики Коми из поселка в соседний город и обратно. Единственный пассажирский поезд, обслуживающий весь восточный БАМ, в таких же потрепанных временем вагонах перевозит таких же местных жителей на несколько десятков километров от места посадки.
Но есть "электрички" и "всесоюзного масштаба". Через всю страну бегают такие по Транссибу... Например, Москва - Тында, Москва - Чита, да и до Владивостока вроде по сей день ходит еще прямой тихоход из столицы, останавливающийся "у каждого столба". Ехать в таких из конца в конец - то еще приключение, и не всякий на него отваживается. Зато дешево. Даром, что путь из конца в конец занимает почти неделю - здесь никто никуда не спешит. Кстати, даже еда в вагонах-ресторанах таких поездов заметно дешевле, чем в более скоростных.
Давно не путешествовал на таких неспешных составах и я, но поскольку затрат в начинающемся путешествии предстоит немало, на транспорт отводится минимально возможный бюджет. Дешевле только стопом, но, все же, преодолеть нужно треть России - а это даже поездом больше двух суток.
( Collapse )
Отважился я, все же, лишь на часть маршрута: еду из Екатеринбурга до Иркутска. Новый год вновь прошел в поезде, который доставил нашу веселую компанию на Урал, но праздники прошли, и все разъехались по домам. У меня предыдущий день прошел на трассе по дороге из Златоуста в Екатеринбург. Автостопный сезон 2013 я открыл в Рождество.
***
В поезде решил перечитать ПВП Антона Кротова. Летом ехал в машине друзей, где всем известная желтая книжица бесстыдно лежала перед глазами пассажиров, справа от водителя - все еще ездящие цивильно да обретут мудрость Вольных путешествий (улыбка). Полистал тогда и поймал себя на мысли, что некоторые истины стали забываться... Перечитал теперь, понял - не забылись-таки. Хотя, стиль с годами у каждого в путешествиях, все же, вырабатывается свой.
Топонимика санитарных зон
...А еще в этом поезде, оттого, что останавливается он много, часто и охотно, список стоянок занимает чуть ли не полдвери при входе в внутреннюю часть вагона (где эти списки обычно и вешают). Еще интересней, впрочем, тот, что на туалете: ожидая окончания очередной из бесчисленных санитарных зон, по названиям населенных пунктов можно неплохо изучить топонимику нашей страны - там названия совсем уж мелких поселений.
Глядишь на заезженный "до дыр" Транссиб, и вновь понимаешь, что едиными в этой стране являются только язык и валюта. Когда сидишь в любой из столиц, об этом со временем забываешь... А ведь уже начиная от Москвы в сторону Урала - сплошная Финно-Угория, дальше огромный край всевозможных тюрков - от башкир до барабинских татар. Затем на смену приходит огромная "Монголия" в названиях, следом - вовсе непонятные местные народности... и только ближе ко Владивостоку вновь появляются русские названия на карте. Там служилые люди царской России когда-то обосновались наиболее крепко. Все же, не получается представить, как такой страной можно по-настоящему качественно централизованно управлять...
Но вот санитарная зона и позади. Можно, наконец, умыться, оставить все размышления и идти спать. Завтра наступит Восточная Сибирь.
Сибирь настоящая
Утро наступило в Красноярске. Во всех крупных городах Транссиба на этот раз везет на достаточно теплую и бодрую зимнюю погоду: около -20 и солнышко. В Красноярске, правда, непривычно зябко - все же незамерзающий Енисей вносит свою лепту в климат...
И только спустя несколько часов, когда Красноярск остался теперь к западу, я начал понимать, как же давно не был в этой части России. Да, Сибирь официально начинается за Уралом, но только здесь бесконечные березы, наконец, начинают сменяться толстыми елями и кедрами, а на смену не менее бесконечным степям приходят холмы и взгорья. Все же, настоящая Сибирь для меня начинается отсюда.
#4
Отправлено 26 декабря 2013 - 19:02
Иркутск
11 января
Всего день в Иркутске здорово окунул в городскую жизнь: первый в этом году поход в кино, неожиданная репетиция хора у старой знакомой, вписка в двухэтажной квартире на окраине Иркутска, отчего последняя сильно напоминает загородный домик.
После долгого пребывания в Европе да и в Западной Сибири, хорошо заметна разница в поведении и в обычаях в Восточной Сибири и в Иркутске, в частности. Прежде всего, бросается в глаза еще не изменившаяся культура вождения: если у нас даже не в центральных городах водителей уже заметно вымуштровали (реальными штрафами) пропускать пешеходов на переходе и даже вне его, то здесь еще нет, а нередко можно ожидать и хора "сигналок" в спину. Несколько лет назад так было почти везде...
Заметно, конечно, отличаются и лица окружающих. Опять же, после того, как несколько лет не бывал восточнее Енисея, видеть столько людей с монголоидными чертами лица (даже относительно славянской наружности) непривычно.
Есть и ряд особенностей в говоре да и, в целом, немало "своих" слов, но об этом позже хочется написать отдельно.
В остальном Иркутск - все тот же старинный город, каким я запомнил его и 4, и 3 года назад. С настоящей сибирской зимой, старыми улицами и новыми проспектами, с трамвайными линиями и быстрой рекой Ангарой, не замерзающей в любой мороз.
В этот раз я здесь лишь транзитом, поэтому даже ни разу не выбираюсь просто погулять по Иркутску.
***
На второй день уже чисто технические приготовления: покупка карты, пополнение аптечки, рассылка запросов на вписки в возможные города по пути, стрижка... Впервые в жизни, кстати, довелось стричься в путешествии и в другом городе. Не было возможности перед Новым годом дома...
Вечером накануне старта на север Иркутской области "узнаю" и о федеральной трассе "Вилюй", она же - зимник в западную Якутию. В кавычках "узнаю" о ней потому, что, конечно, слышал об этой весьма важной дороге "вроде как федерального" значения. Но, честно говоря, до сего момента она представлялась мне совсем уж мифическим зимником где-то в Восточной Сибири. Теперь же становится известно, что машины там действительно ходят регулярно, а до нее из Иркутска почти "рукой подать" . И в голове на ходу начинает рождаться новый план. Может, не зря у меня нет обратного билета именно из Иркутска... С этими мыслями и засыпаю.
#5
Отправлено 26 декабря 2013 - 19:08
Первая и основная часть пути, которую изначально хотелось проехать - дорога из Иркутска до Северобайкальска, идущая через Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, проходящая через крупные старинные села в Иркутской области и, наконец, выходящая к БАМу, где до северного Байкала уже идет вдоль рельс. Эта трасса не является федеральной, но имеет важное значение в Иркутской области. Южная ее часть ведет на главный туристический остров Байкала - Ольхон. Дотуда около 300 км нормальной асфальтированной дороги с большим количеством машин, а летом, наверное, и торговцев сувенирами и рыбой. А вот дальше на север, все, что связано в Иркутской области с Байкалом, остается позади, и начинается Ленский край. Дорога выходит к одной из главных рек России (давших, как все помнят, новую фамилию вождю мирового пролетариата Владимиру Ульянову) - Лене. Трасса виляет вдоль реки, а в один момент и вовсе вплотную к ней прижимается. Что впереди - посмотрю сам (улыбка).
Бурятская Иркутия. Или Иркутская Бурятия
Странствие начинается. Другим словом это назвать сложно, ибо вписок по пути пока нигде нет, и где я проведу следующую ночь - неизвестно. Но, как в уже подзабытые времена, именно это подначивает начать движение: дух приключений приходит на смену размеренной запланированности многих путешествий последних нескольких уже ушедших лет.
За первый день хочется добраться до Верхоленска - то ли города (судя по названию), то ли большого села в 300 км к северу от Иркутска. Известно, что это место было едва ли не одним из самых популярных мест ссылки политических заключенных в XIX веке, да и в начале двадцатого там побывало немало революционеров.
С погодой везет: с утра немного потеплело с 28 до 20 градусов мороза, и светит солнышко. Однако обещают, что потеплеет еще в два раза - хороший повод тронуться на север (улыбка).
Почти сразу за Иркутском по Качугскому тракту (так называется дорога, по которой я поехал) начинаются невысокие холмы, а чуть подальше и степи, летом, и зимой продуваемые ветрами. Это территория издревле принадлежит бурятам, и пространства, принадлежащие "детям степей" как раз можно сразу отличить по открывающимся просторам и отсутствию растительности. Еще, несмотря ни на какие морозы, вдоль дороги пасутся лошади. Говорят, местная термоустойчивая порода (улыбка).
За рулем первой машины - большого Джипа - женщина, родом из Киренска. Следующий КАМАЗ (я подумал, что давно не ездил на КАМАЗах и решил стопить и их - первый же остановился) добросил до столицы одноименного округа - Усть-Ордынского, называемого здесь русскими просто Орда.
Основной достопримечательностью считается статуя всадника на коне на развилке, ведущей в этот районный центр. За маленькой дверью Шиномонтажа, стоящего там же, скрывается уютное бурятское кафе, где мне удается поесть, наверное, самых вкусных за время путешествия поз и супа с домашней лапшой. Порции и цены также приятно радуют. Сразу вспоминаешь, что буряты живут, прежде всего, сельским хозяйством, и продукты здесь натуральнее и вкуснее. Впрочем, одинокая бурятка-официантка в этом пустом кафе жалуется, что зарплату из-за небольшого количества посетителей приходится ждать месяцами, да и то Бог весть какую... Но это уже реалии рыночной экономики - желающих отведать пусть и вкусную еду здесь действительно немного. По меньшей мере, в сезон, когда на Байкал ездят немного туристов.
Пугает женщина морозами, которые "дальше на север настоящие". А местные минус двадцать с гаком, оказывается, едва ли не шуточные (улыбка). Надеваю шерстяной свитер, повышая планку устойчивости к морозам на десяток градусов, и двигаюсь дальше. А дальше, вплоть до развилки на Ольхон, почти сразу я отправляюсь с двумя геологами, едущими на помощь коллеге в Еланцы (ближе к Ольхону). За окном, по-прежнему, степи с термостойкими лошадьми и холодное зимнее солнце в сияющем небе.
Геологи - такие настоящие, в толстых вязаных свитерах, комбинезонах и со взъерошенными волосами теребят одну из мои нереализованных мечт — тоже обучиться их профессии. Впрочем, рассказывают, что в этом регионе трудиться с образованием геолога можно всего за 15-20 т. р. в месяц, однако может, конечно, и повезти... У ребят и сейчас вот "халтурка выходного дня".
Прощаемся мы под Баяндаем. В переводе с бурятского название означает "богатая долина". Кроме и впрямь богатой природы, здесь еще и очень открытое место в степи. Так я знакомлюсь со степным морозным ветром: постоять в ожидании очередной машины довелось около получаса, но неполные -30 проморозили за это время едва ли не как -40, когда стоишь и не двигаешься.
Следующие две машины больше были похожи на миф: кратковременное тепло после морозного ветра, пара десятков км до следующей деревни... В чувства привел лишь пьяный бурят с другом или сыном примерно моих лет, столь же нетрезвым. В одиноком селении, где кроме магазина вообще отсутствуют признаки жизни, пришлось изображать в разговоре с ними уж вовсе искреннего и наивного юношу, пока из магазина не вышла женщина - кажется, и продавщица, и жена сего бурята, забравшая их обоих с собой. Единственное, чего расхотелось делать - это идти греться в магазин вслед за ними (из-за наличия помещения, где тепло, предыдущий водитель и привез меня сюда).
Температура, тем временем, в этом месте, хоть уже и не столь ветренном, упала еще градусов на пять, точно уже перешагнув 30-градусную отметку. Зато стоять снова долго не пришлось: по одинокому шоссе мимо пронеслась машина с... неужели с номером "37" в регионе "38"??? Но уже через полминуты авто вернулось за мной, и, как оказалось, правда, приехало из Ивановской области в Иркутскую. Запомнилось при посадке внутрь только то, что, когда я попал в тепло, вдруг стало сильно ломить в носу. Не жечь, а именно сильно болеть, так что непонятно, как действовать дальше. С непривычки влага в носу слишком охладилась, - для этого при температурах ниже -35 и нужно-то лишь несколько частых глубоких вдохов, - и образовался спазм сосудов. Тогда же и стало ясно, почему местные жители в морозы ходят, словно в масках, кутая лица в шарфы... А потом Иркутская Бурятия для меня кончилась.
#6
Отправлено 26 декабря 2013 - 21:17
Нет, я не упал в обморок, сев в машину, и не замерз от первого неумелого обращения с морозом, хотя несколько минут было очень неприятно. Просто Усть-Ордынский округ закончился. Следом за границей почти сразу стали появляться более высокие горы, степи сменяться лесом, а термостойкие лошади исчезли.
Водитель с женой едут в Качуг, что от Верхоленска уже всего в 30-ти километрах. А регион на автомобиле действительно 37-й. Друзья владельца в последнее время часто шутят, что при выдаче номеров ему "ошиблись не единичку", или "единички не хватило" (улыбка). Но все проще: таковы новые реалии жизни местных перегонщиков - раньше машины гоняли с Дальнего Востока, а теперь из Центральной России. Водитель пригнал этот Шевроле из Ивановской области пару месяцев назад, и уже через месяц планирует продать с выгодой около сотни тысяч рублей. По большому счету, машина уже продается в Сети, но пока покупателей нет, он ездит на ней сам. Вот такое передвижение без потерь времени и денег (улыбка). А из Владивостока теперь, в связи с пошлинами и взрывами на АЭС в Японии в 2011-м году, возить менее выгодно и надежно, чем за почти 6 тыс. км из Российской Европы. Несмотря на то, что уже не первый год, как открыто сквозное движение по асфальтированной дороге от Читы до Хабаровска, и перегоняемые машины уже не "убиваются" по гравию в пыли, спрос здесь на авто из нашей Европы стал выше, чем на "японки". Хотя, Восточная Сибирь и продолжает еще ездить на "правом руле", но парк этих машин теперь только стареет, переходя от одних владельцев другим по все более низкой цене.
Качугский тракт - трасса на север от Иркутска
#7
Отправлено 27 декабря 2013 - 18:10
Качуг - большое село с виляющей по нему трассой. Проходить пешком было бы очень долго и неудобно. Вдруг вспомнился архангельский Вельск... Хорошо, что здесь меня подбросили до выезда.
В Качуге дорога в первый раз пересекает Лену - совсем узкую, метров 30-50 в ширину реку, - и следующие полторы сотни километров пройдет по правому берегу реки практически рядом с ней. Сам поселок состоит и одно- и двухэтажных деревянных частных домов постройки двадцатого века. Добротное сибирское село.
Вечер встречаю в последнем, наверное, большом придорожном кафе по дороге на север под названием "Три сосны". За Качугом заканчивается не только инфраструктура готового питания, но и асфальт. До Верхоленска и далее в сторону Жигалово уже лишь гравийка.
Мороз спал примерно до -30, и очень тихо. Редкие машины местных жителей. И, все же, шанс достигнуть первой цели через полчаса ожидания представился: судя по всему, тот маленький корейский автобус, что мне остановился - местная маршрутка, идущая из Иркутска в Жигалово через Качуг и Верхоленск. Но денег никто не попросил - путешественники автостопом здесь, все же, пока слишком редкое явление (улыбка). Кстати, после получаса ожидания в степи на ветру эти полчаса на трассе показались почти приятной медитацией в глубине теплого пуховика .
#8
Отправлено 27 декабря 2013 - 18:11
Последние 30 км от Качуга до Верхоленска поразили, в первую очередь, очень резким спуском дороги к реке: уклон - градусов сорок, наверное. Кажется, что падаешь вниз. Находится на этом участке и деревня Шишкина, где на берегу Лены были найдены "Шишкинские писаницы" - петроглифы на скалах. Честно сказать, до этого дня я ни разу о них не слышал, но здесь они известны каждому, и являются одним из известных памятников древности на Лене. К сожалению только, под снегом и в наступающих сумерках разглядеть какие бы то ни было надписи на скалах все равно бы не получилось. Но теперь я о них знаю (улыбка).
***
Верхоленск оказался совсем маленьким селом. Всего около 600 человек числятся здесь, лишь около 400 в действительности живут. Четверть из них - школьники. Село это с богатой на известные фамилии историей: Бабушкин, Чернышевский, Репин - в разные годы, и каждому не по своей воле, довелось им быть здесь на ленских берегах. Начинался Верхоленск с казачьего острога, возведенного изначально на землях бурят, а потом превращенного в пункт сбора ясака. Примечательно также то, что именно здесь когда-то началось судоходство по реке Лене.
Дом Троцкого
( Collapse )
Ныне Верхоленск состоит из сотни-другой деревянных домов, подчас, весьма старых, но, все же, построенных много позже времен декабристов. Встречаются и брошенные избы.
Заправка в Верхоленске есть, но топлива на ней нет. Сторож внутри сидит, "чтобы не растащили". Заправляться ездят в Качуг.
Дома и даже котельную, обогревающую школу, топят дровами. Предпочитают лиственницу - она дает долговременное тепло почти без копоти. Та же сосна, в отличие о нее, и горит слишком быстро, и печь от нее остывает скорее. Все же, непривычно и как-то жалко, что такое благородное дерево, как лиственница, дерево, которое считается одним из лучших в сооружении частных жилых домов, идет на дрова...
***
Я попал в село в наступающих сумерках и решил в первую очередь разобраться с вопросом ночлега. Так или иначе, но мороз крепчает, а на улице не видно не души. Наверное, кто-нибудь пустил бы переночевать, и если бы я просто стал ходить по домам, но на этот раз я решил попытаться найти ночлег в местной церкви. Во всяком случае, это единственное общественное сооружение в селе, где в это время можно было застать людей.
Только много позже понял, как мне повезло. Повезло во многом. Прежде всего, в том, что храм был открыт (в маленьких селах и городах их, бывает, открывают лишь по большим праздникам). Здесь же, как выяснилось, есть и вовсе другой новый деревянный храм на противоположном берегу реки. Священник же приезжает служить сюда именно оттуда. Повезло, что в храме были прихожане. Никогда не видел так мало людей на службе - всего четверо. Из них, как я узнал позже, двое - дети священника, а в хоре поют его жена и дочь. Но нередко бывает здесь, что и никто не приходит. И, наконец, повезло, что, поговорив после службы с Батюшкой, удалось с его благословения остановиться у одной из тех двух прихожанок - пожилой женщины, живущей, на окраине села.
#9
Отправлено 27 декабря 2013 - 18:11
Женщина оказалась местным библиотекарем. Старшие дети учатся в Иркутске, а младший сын еще и в школу не пошел. О разном вели разговор: и о том, как дети ныне на селе учатся, и о буднях библиотекарских, и как печь растапливать и еду на ней готовить, даже говорили. Печь, кстати, не классическая "русская", куда горшочек ставят, а похожая на плиту: жар регулируют, открывая и закрывая заслонки в металлической плите, а если нужно еще попрохладней, подкладывают под кастрюлю металлический обруч. ...А еще собаку во дворе зовут Ульканом (бывшие на БАМе, оценят ).
В доме тепло только на кухне рядом с печкой, и неотъемлемой частью домашней одежды являются теплые шерстяные носки. Были такие выданы и мне. В комнате, несмотря на толстое шерстяное одеяло, спать все равно холодно, так что не расстался я с ними и во время сна. А за окном, тем временем, ночью похолодало до -39. И так горестно осознавать под утро, что туалет на улице. Впрочем, в -45 все еще драматичней... (улыбка)
С утра уже все втроем с женщиной и ее маленьким сыном мы отправились на службу.
#10
Отправлено 27 декабря 2013 - 18:11
Удивительны бывают судьбы у простых священников в небольших храмах. Для простых людей, как я часто замечаю, эти люди - словно из другого мира, а то и вовсе просто попы... Мало кто задумывается, что у многих за спиной долгий путь духовных исканий, скитаний по городам и весям.
Настоятель храма в Верхоленске Евгений прибыл сюда... из Казани. Но и этот путь не был простым и прямым. С женою своей сначала переехали они в Бурятию, где несколько лет приходилось ездить служить в село за 200 км от места обитания. Батюшка признается, что на его счету... два с половиной экватора на попутках! Каждый ли автостопщик может таким похвастаться?! И лишь потом они переселились в Верхоленск.
Сейчас у Батюшки с Матушкой девять детей, и живут они в деревне на другом берегу Лены, приезжая на службу с дочерью и сыном на ветхой легковушке. Зимой по льду, летом по понтонному мосту. "А когда распутица и ледоход, бывало, на берег выйдем и молимся на храм на том берегу", - признается Матушка.
Осенью прошлого года всего за несколько месяцев священник с сыновьями срубили новый храм в своей деревне. Теперь часть служб проходит там, а часть в Верхоленске. Живет же вместе с ними на том берегу всего лишь еще семь семей.
Храм в самом Верхоленске тоже, по большей части, отреставрирован силами семьи священнослужителя. Всего несколько лет назад величественное здание конца XIX века стояло в полном запустении, пережив и революцию, и советское время, и перестройку... Еще говорят, что восстановлению храма материально поспособствовал один выходец из Верхоленска, ныне занимающий важный пост в представительстве РПЦ в Англии, но известно это со слов женщины, у которой я ночевал.
#11
Отправлено 27 декабря 2013 - 18:12
15 января
Второй день моих странствий начался около полудня: после литургии и недолгого общения та же семья священника отвезла меня на выезд из села в сторону Жигалово.
Прекрасный солнечный зимний день. Чуть потеплело где-то до -35, ветра нет совсем. Нет шума. Нет людей. Однако же, отмечаю, что стоплю при такой температуре, наверное, второй раз в жизни. По крайней мере, так долго. За полтора часа в северном направлении (а я, напомню, двигаюсь из Иркутска на север) прошло две машины, в южном в два раза больше. Половина из них были теми же, что ранее прошли на север. Несложная арифметика... Но зато таким воскресным днем, стоя на таком морозе в абсолютно безлюдном месте, есть время о многом подумать и просто сосредоточиться на том, что внутри. Мало кто задумывался, но такой зимний автостоп (точнее, ожидание машины) - своего рода медитация. Для меня, во всяком случае.
Когда разница внутри и снаружи составляет около 70 градусов, можно пронаблюдать, в каких частях тело больше всего теряет тепло. Оказалось, это лицо (точнее, та его часть ото лба до носа, не скрытая капюшоном) и ступни ног. Под последние при долгом простое рекомендуется подкладывать мелкий хворост, да только здесь, на заснеженной трассе в степной пойме реки, нет ни веточки. Остается лишь ходить.
Трасса на выезде из Верхоленска - ребристая грунтовка
#12
Отправлено 27 декабря 2013 - 18:12
Спустя почти два часа после моего десантирования в это место, на горизонте показался и остановился рядом знакомый микроавтобус. Гадать не приходится - это такой же рейсовый транспорт Иркутск - Качуг - Жигалово, на котором я приехал вечером в Верхоленск. Готовлюсь отпустить его, честно признавшись, что путешествую автостопом, и заплатить не могу, но водитель и девушка на сиденье рядом не только не требуют денег, а прямо-таки настоятельно просят садиться внутрь, "пока совсем не замерз". И в самом деле, не та ситуация, чтобы отказываться (улыбка). Однако, признаюсь, за все годы путешествий проехать от города до города на рейсовом автобусе вместе с обычными пассажирами бесплатно мне довелось лишь второй раз. Первой такой оказалась поездка в Калевалу в Карелии. Метод "бедного студента" на трассе, все же, не мой.
***
От Верхоленска до Жигалово, последнего крупного населенного пункта между Иркутском и БАМом, около ста километров. Асфальт кончился еще в Качуге, здесь дорога и вовсе представляет собой гравийку с крупными камнями: трясет в транспорте не слабо. По левую руку раскинула свои воды (а ныне - льды) Лена, сама дорога виляет то вверх, то вниз по холмистому берегу. Километрах в 20-ти не доезжая Жигалово современный автомобильный мост через Лену: здесь, впервые за последние сто километров, присутствует положенный короткими участками асфальт.
По дороге всего несколько деревень, в некоторых высаживаются пассажиры, следующие из Иркутска. Современно, по-городскому одетые, выходят в морозную пустоту в направлении деревень. Повадки, иначе не скажешь, тоже городские: одна девушка, едва покинув салон, кидает в чистый снег пластиковую бутылку из-под коктейля... Кого-то ждет потрепанная легковушка, кто-то пройдет несколько километров от трассы до нужной деревни пешком. А спустя несколько лет у многих, вероятно, вообще закончатся причины возвращаться в места, где они родились. От пустынных поворотов в едва дышащие еще деревни веет забвением и пустотой...
#13
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:21
Районный центр, конечный пункт дальнобойных маршруток из Иркутска - село Жигалово - оказалось достаточно большим и уютным. Несмотря на то, что это место я рассчитывал пройти транзитом, именно здесь удалось почувствовать себя в настоящем северном сибирском городке или селе. Добротные дома; даже магазины, кафе - все сделаны из дерева. Недавно построенная деревянная церковь. На здании привокзального магазинчика, обшитого стальной "вагонкой", резные деревянные ставни. На горизонте с центральной площади виден крутой гористый берег Лены, и все это уютное деревянное царство укрыто чистым белым снегом.
( Collapse )
Пока на дворе стоит солнечный день, духа покинуть это место сразу не хватает - около часа прогуливаюсь, несмотря на тяжелые рюкзаки спереди и сзади. Однако до утра оставаться здесь совсем не хочется: с одной стороны, конечно, интересно посмотреть на проложенную в глухой тайге дорогу, ведущую к БАМ, но с другой - снова искать ночлег у местных жителей или ночевать в кафе на выезде просто скучно. Хочется двигаться вперед.
Главная площадь села, куда приходят маршрутки. Здания автовокзала нет
***
Без каких-либо сложностей прямо рядом с центром останавливаю машину: водитель "таксует" по селу и окрестностям, но будет рад отвезти меня на выезд к последнему на этой трассе кафе. Так мне сначала удается еще раз покататься по льду Лены (отвозим местную бабушку в деревню на другом берегу, куда летом только на лодках).
Шофер, как и многие жители малых городов «топливной» области, долгое время работал вахтовым методом на "нефтяных северах". Нефть здесь качают на севере Иркутской области и юго-западе Якутии. Рассказывает, что именно здесь, где-то в Жигаловском районе из скважины добывают соляной раствор для изготовления реагента, "которым весь Иркутск зимой посыпают, а сама жидкость солеными огурцами пахнет". Не знаю, так ли это, но иногда от местных жителей в глубинке узнаешь поистине удивительные вещи, которые так или иначе связаны с большим городом, но там ты их не замечаешь. Советует водитель также побывать в и "нефтяных" городках Якутии - Витиме и Пеледуе: в последнем, по его словам, уникальная дамба на Лене, "так, что вода реки течет выше уровня поселка". Правда, последующие водители, также бывшие в Пеледуе, о таком сооружении не слышали.
Кафе перед выездом на Магистральный (это уже на БАМ) находится на объездной дороге, в стороне от Жигалово, причем не доезжая до схождения с основным выездом из села. Поэтому попасть сюда, покидая районный центр, можно только специально, если есть цель хорошо покушать перед долгой дорогой по тайге. У меня такая цель обычно есть (улыбка).
#14
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:22
Дорога из красной глины
Идею посмотреть на трассу-зимник, ведущую к БАМу, а также засветло преодолеть перевал Дабан, отделяющий север Байкала от Иркутской области, я оставил, но морозным закатом на трассе полюбоваться, все же, удалось.
Ловить машину пришлось на этот раз около полутора часов. Мороз и безветрие повторились, а вот машин в обе стороны было гораздо больше. Правда, за это время выяснилось, что 100% машин, идущих мимо - местные жители, приезжающие на заправку рядом, огибающие Жигалово по объездной, или двигающиеся в соседнюю деревню. Останавливаются охотно, но... лишь в свою деревню и предлагают подвезти. Все, кто идет в сторону БАМ, обязательно заправляются на стоящей рядом бензоколонке, почти все перед долгой дорогой заходят подкрепиться в кафе. В нем же толкутся и водители маршруток. Да, несмотря на то, что следующие 300 километров пути до БАМ - это, практически зимник, а летом пыльная грунтовка, по ней ходят свои дальнобойные маршрутки! Такие перевозки традиционно не дешевы, но у людей есть нужда в перемещениях, и, наверное, хорошо, что возможность переместиться обеспечивается хотя бы так. В советское время зимников и частных маршрутов в глухих местах не было, но часто была местная авиация дешевле такой маршрутки. Была...
( Collapse )
За полтора часа, пока я наблюдал за садящимся солнцем и утечками тепла из организма, на север ушли КАМАЗ с УРАЛом, которые собирались вставать в тайге на ночлег, а также джип Kia Sorento, в котором вслед за грузовиками уехал и я. На этот раз мне удивительно повезло - автомобиль идет не просто до Байкало-Амурской магистрали, а прямиком в Северобайкальск. Шесть лет назад, когда я впервые побывал в этом уютном городке на главном озере страны, мне и в голову не приходило добраться до него автостопом - уже из Тайшета я пересел на железную дорогу. Однако дорога вдоль БАМ существует, и, оказавшись в непосредственной близости от полюбившегося города, я не мог не сделать в нем остановку, пусть даже Северобайкальск и лежит в стороне от моего основного маршрута.
Итак, наступил вечер, впереди около 500 километров пути по тайге, а потом по горам вдоль БАМ, и за рулем интересный водитель.
***
Дорога из Иркутска до Байкало-Амурской магистрали, проходящая через Качуг и Верхоленск, существует не первый десяток лет. Еще в тридцатые годы ХХ века по ней на тракторах и лошадях начинали забрасывать снаряжение для будущего строительства БАМа. Но был тракт и раньше: ведь попадали как-то в Якутию в царские времена? Оказывается, именно по этой дороге тогдашние путешественники и добирались до берегов Лены, откуда отплывали в Якутию.
Круглогодичная укатанная дорога из красной глины от Жигалово до БАМа появилась около десяти лет назад стараниями газовиков. Теперь 807 км от Северобайкальска до Иркутска на легковой машине проходятся, в среднем, за 12-16 часов. Многие жители Северобайкальска, выезжая из своего города в 5-6 утра, закат провожают уже и в Иркутске.
Ближе к БАМу глиняная дорога покрывается гравием, а иногда даже обрастает асфальтом. Кстати, в красной глине на основной части пути романтики совсем мало: зимой на это не сильно обращаешь внимания, а вот летом в тех местах после каждой машины возникает красный пыльный шторм...
После моста через Киренгу и через рельсы БАМа (путь уходит к северу от жд-магистрали), начинается АвтоБАМ. Трасса здесь на удивление хороша: узенькая дорога с деревянными мостиками через многочисленные ручьи неспешно идет вверх в горы, поднимается к перевалу Дабан, за которым уже Бурятия и Байкал. То и дело за очередным поворотом виднеется полотно рельс в свете фонарей.
АвтоБАМ. Деревянный мост
#15
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:22
Едва мы отъехали от села, как увидели на трассе двух голосующих подростков. Взяли их с собой. Сибиряки, все же, отчаянные люди... Взяв по банке согревающего коктейля, двое студентов пешком пошли в училище-интернат в село за 25 километров от Жигалово по 35-градусному морозу. Завтра после каникул у них начинаются занятия, автобус они свой упустили, вот ничего больше и не осталось. Первые несколько километров дались им довольно легко, но одеты они были далеко не на тридцатиградусные морозы... Я задумался: долгое время я жил в поселке под Москвой в 23 км от столицы. Но дойти дотуда пешком даже в нормальную погоду мне ни разу не пришло в голову...
Надо сказать, наш автомобиль тоже оказался на редкость холодным, и водитель не раз сетовал на то, что Kia Sorento не для сибирских морозов. Категорически это подтверждаю. Сидеть в салоне во всем обмундировании, рассчитанном на зимний автостоп, было совсем не жарко. Периодически приходилось одевать шапку и рукавицы, а в двусоставных Баффинах долго не могли согреться ноги. Вдобавок, корейский внедорожник несколько раз глох на таком морозе, и каждый раз в голове начинались роиться мысли о том, как мы будем выживать в такую стужу в ночной тайге. Впрочем, водитель с самого начала обнадежил, что у него в багажнике есть топор и пила... (улыбка).
#16
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:23
Водитель Вадим прошел длинный путь от студента-железнодорожника до бизнесмена средней руки в маленьком городке. Родился в Чите, служил, как это часто бывало в советское время, на другом конце тогда еще Советского Союза - в Таллине, а учебу по военной профессии проходил в Анапе.
В теплых краях не остался и после службы вернулся в Читу. В лихие девяностые работал охранником, едва избежал участия в криминале, но город родной пришлось покинуть. С тех пор уже 17 лет живет в Северобайкальске.
Когда мелкий бизнес в закоулках России рождался буквально из воздуха, и никто еще толком не думал, как регламентировать его правила и кому платить налоги, он с коллегами торговал рыбой у проходящих поездов. Потом появилось свое первое маленькое кафе и несколько магазинчиков. Замахиваться дальше Вадим не стал, и сейчас его бизнес состоит примерно из тех же предприятий.
Я слушал рассказ Вадима и отмечал про себя, что рядом со мной сейчас хоть и бизнесмен, хоть и делец, которых не очень-то принято уважать у нас в стране, но, прежде всего, человек, который сумел не ожесточиться, не променять взгляд человека на оценочный взгляд торговца, каких так много в сверкающих машинах в больших городах. Просто русский мужик, чем-то напомнил мне Михаила Евдокимова. Конечно, приходилось «договариваться», развивая свое дело. В той стране, наверное, без этого никак. Но, может, чтобы остаться таким, «не испортиться», нужно как раз вовремя остановиться и развиваться не вширь, а вглубь?..
#17
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:23
В три часа ночи я оказался на привокзальной площади давно знакомого маленького и уютного города на севере Байкала. По эту сторону перевала намного «теплее» - всего -27. Однако замерзнуть можно и в такую «жару»: в абсолютно пустом ночном городе оказались закрытыми даже вокзал и профилакторий рядом с ним. По чести сказать, в здании вокзала была работница, а в профилактории на ресепшене дремала администратор. Однако несмотря на сильный мороз, обе эти женщины отказались пустить меня в тепло, чтобы просто дождаться официального открытия вокзала в 5 утра. Час я честно погулял вокруг - благо, рюкзаки еще и греют, а на второй обрел теплый кров и даже возможность подремать у дежурного в будке такси неподалеку. Честно говоря, далеко не раз в холодных краях России доводилось так проситься в тепло, и люди, прежде всего, женщины всегда помогают. К сожалению, на этот раз в этом душевном и отзывчивом уголке России гостеприимными оказались лишь мужчины. Женщины же более склонны выполнять предписания, и если «не положено», значит не положено, даже если человек будет погибать на морозе. Где-то очень глубоко в их сердцах уснули матери...
***
За несколько лет со времени первого посещения (в 2006-м году) «уютный городок на краю Земли» наполнился маленькими магазинчиками, кафешками и базами отдыха по окраинам. Северобайкальск живет уже не только железной дорогой. На смену аутентичной уличной рекламе, нарисованной от руки, пришли напечатанные в типографиях баннеры. Когда-то это должно было случиться. Три года назад здесь на берегу Байкала поселились казаки, основав не то свою деревню, не то этно-базу отдыха.
А Байкал остался прежним. Приезжать к нему, по-моему, стоит именно сюда, на север. Рассвет второго дня в городе я встретил, лежа на льду великого озера. Значит, не зря приезжал.
( Collapse )
А еще на этот раз мне удалось пожить в сейсмоустойчивом доме. Эти дома были построены рядом с вокзалом самыми первыми: на первый взгляд типовые пятиэтажки, но все углы в них скошены, да и помещения внутри расположены по диагонали. За два дня я так и не перестал блуждать, направляясь из комнаты в ванную или кухню (улыбка).
Те, кому доводилось бывать в Северном, как зовут северобайкальцы свой город, наверняка были в уютном деревянном здании музея БАМа. Их, кстати, на всей Байкало-Амурской магистрали всего два - здесь и в Тынде. Не так давно северобайкальский музей сменил место дислокации: теперь он занимает целый этаж монолитного здания. Сильно расширилась экспозиция, а в отдельном зале теперь экспонируются картины местных художников и сувениры. С удовольствием заново посетил музей и провел в нем больше двух часов.
Уже перед отъездом я вспомнил, что Северобайкальск находится на территории Бурятии, и, конечно, покушал настоящих бурятских поз. Только сейчас узнал, что их, оказывается, делают на пару, а не варят, как пельмени, в кипятке. То, что их, как и хинкали, едят только руками, я узнал немного раньше (поэтому местные на этот раз уже не смотрели, хихикая, на смешного европейца, пытающегося управиться с их национальным блюдом при помощи ножа и вилки).
Спустя двое суток, чтобы не терять еще день, уехал из Северобайкальска ночным поездом в Усть-Кут. Дабан в этот раз при свете дня так и не увидел.
#18
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:24
Виадук через БАМ. Кстати, слово "виадук" в обиходе я впервые встретил именно здесь, в то время, как в некоторых городах России меня и сейчас иногда переспрашивают, что это такое. Виадук - это пешеходный мост через пути
Разобранный путь на БАМе
#19
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:24
Рассвет над Байкалом
Солнечный пляж в -30
Байкальский лед
#20
Отправлено 27 декабря 2013 - 19:24
Плакаты, сделанные шариковой ручкой в музее БАМа. Для интересующихся темой строительства БАМа будет интересна книга Анатолия Подзарея "Мы строили БАМ не в белых перчатках". В музее выставлен один ее экземляр, и купить ее там нельзя. Но сам автор живет в Подмосковье, и, возможно, в московском регионе найти ее будет проще
Сообщение отредактировал DenX: 27 декабря 2013 - 19:26
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 скрытых пользователей