На исходе ночи поезд привез меня к небольшому вокзалу города Усть-Кут, он же станция железной дороги Лена, он же порт Осетрово на реке Лене. И еще это вновь Иркутская область. В Усть-Куте (ударение в названии во всех падежах, кроме именительного, только на последний слог!) нашлись единственные люди с каучсерфинга, которые сами позвали меня в гости, когда я был в Северобайкальске. Из Усть-Кута официально ведет свой отсчет Байкало-Амурская магистраль, строительство которой началось отсюда на восток в семидесятых годах ХХ века. От Тайшета до Лены участок формально БАМом не является.
Вплоть до середины прошлого века Усть-Кут оставался крупным селом, населенным крестьянами и семьями бывших ссыльных. После начала строительства речного порта Осетрово население увеличивается за счет притока людей из окрестных сел и других регионов до 20 тысяч человек, и Усть-Кут становится городом. Спустя еще четверть века его население снова удваивается, уже благодаря притоку строителей БАМа. В строительстве этой магистрали существовал феномен локальной миграции строителей, преимущественно, из одного региона или даже населенного пункта. В Усть-Куте в то время обосновались рабочие из южных краев СССР (по данным Википедии из Ставрополья и Краснодарского края).
После развала Союза Усть-Кут оказался в незавидном положении. Речной порт Осетрово, надо отметить, крупнейший в СССР, едва не стал банкротом и находился в таком полуживом состоянии вплоть до... 2009-го года. И только два года назад стали создаваться новые схемы логистики и начали увеличиваться показатели перевезенных грузов. Сейчас порт является основной перевалочной базой «Северного завоза». Впрочем, самыми крупными клиентами его теперь неожиданно стали нефтяные компании. Кажется, в этой стране заставить крутиться машину благополучия может только нефть и газ... Ну-ну, посмотрим, что будет, когда они закончатся!.. А пока нефтяники перевозят технику на недавно открытые месторождения в Восточной Сибири. О них мы еще поговорим.
( Collapse )
Великая стройка БАМ была завершена, но после развала СССР и она едва не ушла в небытие. В Усть-Куте, в свою очередь, в эти годы наблюдается нехватка топлива, вплоть до двухтысячных не раз вводится чрезвычайное положение в зимний период.
Усть-Кут 2013
Город вытянут вдоль Лены. По обе стороны нависают сопки, на склонах которых тоже расположены районы города. Выглядит красиво. В центре, внизу, у реки расположены речной (как говорят здесь - водный) и железнодорожный вокзалы. Первый больше второго, хотя большая часть внутренней площади сейчас не имеет к вокзалу никакого отношения. Помещение заставлено маленькими павильончиками частных предпринимателей, поэтому сейчас это больше походит не на вокзал, а, скорее, на стихийный рынок всего и вся.
Сам Усть-Кут по большей части состоит из типичных пятиэтажек, тронутых временем. Отапливается город котельными на угле и, вероятно, дизельном топливе. Также угольной крошкой иногда вместо песка посыпают дороги.
Я вписываюсь в здании одного из БАМовских общежитий: закопченные исписанные стены, батареи спилены, в подъездах мороз. Внутри комнаты довольно уютно, хотя площадь и очень маленькая.
Основная занятость населения в городе на железной дороге. По словам девушки, у которой я вписывался, устроиться туда сложно даже стрелочником и дворником. А еще она долго удивлялась тому, что в Подмосковье эти профессии полностью отданы гастарбайтерам из Средней Азии... Летом можно достаточно хорошо зарабатывать в сфере судоходства: речной порт - крупнейшее предприятие в городе. Так по Лене на север ходит на судах ее молодой человек. Поскольку сейчас заново начинается разработка восточносибирской нефти, мужское население обрело еще одну возможность нормально зарабатывать в отрасли добычи топлива. Все остальные работы в городе нестабильны как в плане постоянства, так и в регулярности выплаты заработной платы.
В городе почти ничего не производится - только пиломатериалы и продукты, преимущественно, для внутреннего потребления.
***
В Усть-Куте следует покупать унты. Здесь есть фирменный магазин частного обувного мастера, «раскрутившегося» с домашнего пошива до собственного магазина аутентичной сибирской обуви. Многие знают его в городе. Важно то, что , видимо, из-за низкого уровня экономики в городе, настоящие унты из оленьего меха у него можно купить за 10-13 т. р. (что очень дешево). Если делать это в Якутске, мужские унты будут стоить 23-26 т. р. (цены зимы 2013-го года). Кроме того, в Якутске на них гораздо выше спрос, и найти свой размер и подходящий фасон можно только в начале сезона. Позже я очень пожалел, что не купил унты в Усть-Куте...
Утром я стартую на зимник в Якутию. Честно говоря, уже поскорее хочется поехать в эту республику. А пока небольшой словарик диалектных слов, которые в ходу у жителей области Иркутской. Нигде в России, пожалуй, мне еще не доводилось слышать в обиходе столь привычные по смыслу, но такие такие другие по ощущению слова.

Солнце над Леной в Усть-Куте