Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Из Иркутска в Якутск: трасса Вилюй, села декабристов и якутские бриллианты


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 56

#21 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 27 декабря 2013 - 21:01

Усть-Кут

На исходе ночи поезд привез меня к небольшому вокзалу города Усть-Кут, он же станция железной дороги Лена, он же порт Осетрово на реке Лене. И еще это вновь Иркутская область. В Усть-Куте (ударение в названии во всех падежах, кроме именительного, только на последний слог!) нашлись единственные люди с каучсерфинга, которые сами позвали меня в гости, когда я был в Северобайкальске. Из Усть-Кута официально ведет свой отсчет Байкало-Амурская магистраль, строительство которой началось отсюда на восток в семидесятых годах ХХ века. От Тайшета до Лены участок формально БАМом не является.

Вплоть до середины прошлого века Усть-Кут оставался крупным селом, населенным крестьянами и семьями бывших ссыльных. После начала строительства речного порта Осетрово население увеличивается за счет притока людей из окрестных сел и других регионов до 20 тысяч человек, и Усть-Кут становится городом. Спустя еще четверть века его население снова удваивается, уже благодаря притоку строителей БАМа. В строительстве этой магистрали существовал феномен локальной миграции строителей, преимущественно, из одного региона или даже населенного пункта. В Усть-Куте в то время обосновались рабочие из южных краев СССР (по данным Википедии из Ставрополья и Краснодарского края).

После развала Союза Усть-Кут оказался в незавидном положении. Речной порт Осетрово, надо отметить, крупнейший в СССР, едва не стал банкротом и находился в таком полуживом состоянии вплоть до... 2009-го года. И только два года назад стали создаваться новые схемы логистики и начали увеличиваться показатели перевезенных грузов. Сейчас порт является основной перевалочной базой «Северного завоза». Впрочем, самыми крупными клиентами его теперь неожиданно стали нефтяные компании. Кажется, в этой стране заставить крутиться машину благополучия может только нефть и газ... Ну-ну, посмотрим, что будет, когда они закончатся!.. А пока нефтяники перевозят технику на недавно открытые месторождения в Восточной Сибири. О них мы еще поговорим.

( Collapse )
Великая стройка БАМ была завершена, но после развала СССР и она едва не ушла в небытие. В Усть-Куте, в свою очередь, в эти годы наблюдается нехватка топлива, вплоть до двухтысячных не раз вводится чрезвычайное положение в зимний период.

Усть-Кут 2013
Город вытянут вдоль Лены. По обе стороны нависают сопки, на склонах которых тоже расположены районы города. Выглядит красиво. В центре, внизу, у реки расположены речной (как говорят здесь - водный) и железнодорожный вокзалы. Первый больше второго, хотя большая часть внутренней площади сейчас не имеет к вокзалу никакого отношения. Помещение заставлено маленькими павильончиками частных предпринимателей, поэтому сейчас это больше походит не на вокзал, а, скорее, на стихийный рынок всего и вся.

Сам Усть-Кут по большей части состоит из типичных пятиэтажек, тронутых временем. Отапливается город котельными на угле и, вероятно, дизельном топливе. Также угольной крошкой иногда вместо песка посыпают дороги.

Я вписываюсь в здании одного из БАМовских общежитий: закопченные исписанные стены, батареи спилены, в подъездах мороз. Внутри комнаты довольно уютно, хотя площадь и очень маленькая.

Основная занятость населения в городе на железной дороге. По словам девушки, у которой я вписывался, устроиться туда сложно даже стрелочником и дворником. А еще она долго удивлялась тому, что в Подмосковье эти профессии полностью отданы гастарбайтерам из Средней Азии... Летом можно достаточно хорошо зарабатывать в сфере судоходства: речной порт - крупнейшее предприятие в городе. Так по Лене на север ходит на судах ее молодой человек. Поскольку сейчас заново начинается разработка восточносибирской нефти, мужское население обрело еще одну возможность нормально зарабатывать в отрасли добычи топлива. Все остальные работы в городе нестабильны как в плане постоянства, так и в регулярности выплаты заработной платы.

В городе почти ничего не производится - только пиломатериалы и продукты, преимущественно, для внутреннего потребления.

***
В Усть-Куте следует покупать унты. Здесь есть фирменный магазин частного обувного мастера, «раскрутившегося» с домашнего пошива до собственного магазина аутентичной сибирской обуви. Многие знают его в городе. Важно то, что , видимо, из-за низкого уровня экономики в городе, настоящие унты из оленьего меха у него можно купить за 10-13 т. р. (что очень дешево). Если делать это в Якутске, мужские унты будут стоить 23-26 т. р. (цены зимы 2013-го года). Кроме того, в Якутске на них гораздо выше спрос, и найти свой размер и подходящий фасон можно только в начале сезона. Позже я очень пожалел, что не купил унты в Усть-Куте...

Утром я стартую на зимник в Якутию. Честно говоря, уже поскорее хочется поехать в эту республику. А пока небольшой словарик диалектных слов, которые в ходу у жителей области Иркутской. Нигде в России, пожалуй, мне еще не доводилось слышать в обиходе столь привычные по смыслу, но такие такие другие по ощущению слова.

Размещенное изображение
Солнце над Леной в Усть-Куте


#22 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 27 декабря 2013 - 21:17

Диалектные слова в Иркутской области


- взлобок - подъем (слышал только в Усть-Куте от водителей, очень жесткое слово)
- зимовьё - привычное зимовье с ударением на последний слог
- заежка - придорожное кафе (используется по всей области водителями и горожанами всех социальных слоев)
- пикет - комплекс придорожных сооружений на зимнике, включающий в себя кафе, баню, туалет, бытовые постройки и жилище работников.
- "до талого" - до конца, до упора (также используется по всей области)
- прописать - ударить, побить (слышал только в Усть-Куте)
- хиус - совсем слабый ветерок (слышал только в Иркутске)
В словах "высоко", "глубоко" ударение часто падает на первый слог, как и в слове "звонят". Последнее, конечно, характерно для всей России, но в Иркутской области я за более, чем неделю пребывания не слышал, чтобы это слово произнесли верно. На конце слов часто отсутствует смягчение: «сем-», «церков-».
Вездесущего на Дальнем Востоке слова "уматно" (в значении «хорошо», «классно»), которое долго звенело у меня в ушах после первого путешествия туда в 2006-м году, в Иркутской области слышать не доводилось.

#23 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 14:11

Свежая нефть


Все мы привыкли, что основными регионами добычи нефти в России являются «нефтяные севера» Тюменской области и Республики Коми. В крайнем случае, можно забраться в Красноярский край и даже вспомнить Башкирию с Чечней. Но то, что нефть стали добывать и в тайге Восточной Сибири, пока еще не привычно. Я так и вовсе, объездив известные «нефтяные севера», об этих даже не слышал, пока не попал сюда. Между тем, запасы «черного золота» здесь огромны. Например, Верхнемарково - поселок в Иркутской области в ста с небольшим км от Усть-Кута. Неожиданный нефтяной клондайк с русским таежным колоритом.

Ходит легенда, что нефть там появилась в одном доме прямо из-под пола. По другим, более достоверным сведениям, в центре поселка забил нефтяной фонтан. Бил, бил, налил целое озеро, наполнил ароматами село... И это совсем не байки. Было это еще в далеком 1962-м году. О подземных топливных богатствах раструбили еще тогда, но государство, мягко говоря, оказалось к ним не готово. В село, на которое вдруг вылилось черное «счастье», приехали специалисты-нефтяники и начали планомерно закупоривать выходы нефти до лучших времен. Лучшие времена наступили лишь через 40 с лишним лет. Месторождение на поверку оказалось не таким уж богатым, и добываемую оттуда нефть сейчас, главным образом, увозят в цистернах в Усть-Кут, а газ расходуют прямо в селе. Однако «черное золото» здесь так близко от поверхности, что грунтовые воды загрязнены, и питьевую воду сюда тоже привозят в цистернах. Вот такой вот клондайк...

А пока Верхнемарково - это конечный пункт отсыпанной дороги из Усть-Кута в сторону Мирного. Зимник начинается как раз за селом. По правде сказать, дорога до Верхнемарково тоже находится в статусе технической. Например, по ней нельзя пускать пассажирский транспорт, из-за чего обычному гражданину в село непросто попасть и сложно его покинуть. А еще, говорят, по распутице в межсезонье водители цистерн выполняют там такие пируэты...


***


Основные месторождения нефти здесь разрабатываются севернее, как раз там, где и проходит зимник «Вилюй». Это Талаканское месторождение, большей частью находящееся уже в Якутии ближе к Ленску, и верхнечонское месторождение в самой северной части зимника в Иркутской области.

Впрочем, несмотря на свежую нефть, нефтедобывающие компании здесь все те же: на среднюю Лену пришел СургутНефтеГаз. На трассе встречается техника с 86 и 89 регионами. А на Верхнечонском властвует ВЧНГ (ВерхнеЧонскНефтеГаз), дочка «Роснефти». Туда ходят даже тверские (69) и московские номера! Единожды фуры приезжают сюда из столичного региона и потом ходят по иркутско-якутской глуши.

Сообщение отредактировал DenX: 28 декабря 2013 - 14:12


#24 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 14:20

Старт на зимник


Стартовать на зимник можно с нескольких позиций. Дальше всего - за развилкой на Верхнемарково на выезде из Усть-Кута. От центра досюда больше 10 км - город очень растянут. Впрочем, ходит маршрутка (№6 от вокзала). Можно попытать счастье и поближе к цивилизации: за 4 км до этого места есть складской комплекс, кафе и стоянка дальнобойщиков, где многие сутками стоят и ждут груза. Я вышел на трассу после полудня, подолгу стопил на обеих позициях, меняя их на попутных местных машинах. Одного водителя даже успел обратить в ряды каучсерферов (он обещал зарегистрироваться там в качестве хоста в Усть-Куте).


Встреча на трассе


Почти сразу за мной на первую позицию приехал еще один странник... Странник поневоле. Это я стоял здесь экипированным, ярким и с азартом в глазах. А человек без денег добирается из Кемерово в Ленск к жене, от которой уехал в деревню к отцу полгода назад. Еды нет, последние деньги ушли на поезд до Усть-Кута. Вообще-то, он собирался туда улететь из Братска, но накопленные средства на билет где-то у него украли, где-то он раздобыл немного лишь на поезд досюда... В общем, позитива мало. Одежда на легкий минус, мне бы и в -10 в такой было уже холодно. Когда понимаешь, что вокруг холод и глушь, и у тебя как раз есть и теплая одежда, и еда, и средства, становится немного не по себе. Все мы люди хорошие, но кто знает, на что может толкнуть грозящий смертью мороз? Встретить с этим нечаянным спутником здесь ночь мне совсем не хотелось...

Так мы стояли около двух часов, и, конечно, нас никто не взял, хотя грузовики на зимник шли. Стало заметно, что человек замерз, говорил мало, все чаще оглядывается. В конечном итоге, он приметил чуть подальше сторожку с дымящейся трубой у гаражей, и решил пойти туда греться. А я дал ему на прощанье пирожок и поехал в город ( на самом деле, на позицию поближе к городу). Надеюсь, он добрался успешно.


***


Вечер меня застал на позиции около комплекса. Но, поскольку сам он находится на огороженной территории, голосование на пустой унылой трассе под единственным фонарем у въезда не вселяет особого оптимизма. В конечном итоге ко мне подъехала машина с полицейскими, которые искренне удивились моей отваге находиться там одному в это время суток - оказывается, там еще и зона рядом. В тот момент я уже стопил в сторону города, чтобы вернуться ночевать на вписку. Они меня и отвезли прямо к общежитию ребят. У подъезда встретилась девушка-вписывательница и была сильно удивлена, когда я вылез из полицейской машины.

У полицейских я выяснил, что оптимально договариваться о поездке по зимнику с водителями на заправке, которая находится еще ближе к городу, не доезжая до кафе около полутора километров. Это последняя заправка на следующую... тысячу километров тайги. До Верхнемарково еще будут колонки в двух деревнях, но все заправляются здесь. Потому что дальше топливо можно будет найти только у нефтяников за большие деньги. Есть и четвертая позиция - предыдущая заправка МУАП налево из города, немного не доезжая основной, что рядом с трассой. С той бензоколонки уезжают грузовики АлРоса.

#25 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 14:21

18 января

Дубль два


На позицию - как на работу. С таким настроем я с утра пораньше вновь покинул вписку. Маршрутка, бензоколонка, прекрасный морозный солнечный день. Водитель, признав во мне путешественника, как уже бывало до этого в моих путешествиях, не взял денег за проезд.


Медитация


Голосовать на трассе никакого смысла нет - никто не поедет в тайгу, не запасшись топливом. На заправке я выяснил, что большая часть машин идет на зимник под вечер, и действительно, до обеда машин почти не было, а те, что были, возвращались в город. Домедитировав до обеда, на едва ли не первой попутке я уехал в столовую впереди, пообедал, вернулся, и медитация продолжилась. В этот день у меня получился, наверное, самый длительный тест-драйв зимнего автостопного снаряжения. Следующие пять часов я честно тестировал пуховик, четыре слоя штанов и ботинки на тридцатиградусном морозе. В этом мне помогал горячий чай (с холодными пирожками) и непрерывное движение. Работники бензоколонки вновь соблюдали правила (и снова женского пола) и наотрез отказывались пускать меня внутрь.

Машины после заката и впрямь потянулись чередой. Заправка заполнилась грузовиками. Не то, что бы их было много, просто любая фура стоит почти по часу, забирая с собой по две тонны топлива. Каждый наполняет не только основной бак, но и дополнительный «колым-бак», который подчас больше первого. Впереди дорога, в которой можно рассчитывать только на себя.

Машины разные: снова Ямал, ХМАО, челябинский кран, тверские тягачи... С водителями последних долго общаемся. Все они идут на месторождения. Видимо, до открытия разработок нефти трафик в Якутию был совсем жиденьким... Но кабины рабочих грузовиков к случайным спутникам не очень-то приспособленны. Практически все водители спят в них сами, и девать пассажира на ночь некуда.

Остаться в Усть-Куте еще на одну ночь не получается - у ребят вдруг стал недоступен телефон... Время течет в пустоту. До полуночи остается пара часов, чай закончился, и голова все больше погружается в транс, следуя за ногами, нарезающими круги вокруг заправки.

#26 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 14:24

«Партийная» машина


Но в Крещенскую ночь, все же, бывают чудеса (а на дворе ведь 18 января, канун праздника). В тот момент, когда я незамерзшими еще участками мозга пытался осилить мысль о возвращении если не к ребятам, то хотя бы на теплый вокзал, из транса меня окончательно вывел угловатый черный джип с мигалкой, остановившись рядом со мной. Вместе с двумя тягачами он подъехал на заправку уже минут сорок назад, и, конечно, я успел попроситься к обоим водителям грузовиков, да и в затонированное стекло внедорожника стучался. Но мне даже не удосужились его опустить и ответить что-либо. Так что сейчас я даже немного испугался поначалу.

За рулем молодой короткостриженный парень, сам интересуется, что я тут делаю. Впрочем, друзья-дальнобойщики рассказали про меня ему раньше, и Жека, как он представился, всего лишь предлагает меня подвезти. На половину пути до Мирного! Проехать по такому зимнику на джипе я и мечтать не смел! (улыбка). «Только как ты спать будешь, не знаю, я спальник убирать не стану». Вся правая сторона джипа у него - сложенные сидения с раскинутым на них спальным мешком и подушками: спать можно с комфортом в полный рост. Ладно, разберемся... Здесь я точно ночевать не собираюсь!

Машины едут на месторождение под Чоной - это почти в пятистах километрах от Усть-Кута на север. Джип с мигалкой - машина сопровождения, которая едет перед тягачами и по рации сигнализирует идущих навстречу, что за ним движется негабаритный груз (фуры и впрямь очень длинные). Если один грузовик увязнет, а второй не сможет его вытянуть или застопорится сам, на машине сопровождения можно с приличной для зимника скоростью съездить поискать помощь на ближайший пикет или месторождение. Ну и охрана для груза в глухой тайге, надо полагать, все еще не лишняя. Поэтому здесь грузовики часто уходят на зимник с такими проходимыми и «крутыми» машинами сопровождения. За вечер таких караванов уже несколько было, и я все не мог понять, зачем какие-то «шишки» на джипах с мигалками едут на ночь глядя в тайгу (улыбка).

Наконец, водители фур закончили заправлять своих коней. На борту каждой полный бак и дополнительная цистера топлива почти в тонну объемом. Мы тоже пополняем «запасы»: пока дальнобои ждут на заправке, мы отъезжаем в магазин в нескольких километрах по трассе за провиантом. Жека жестом «крутого парня» достает из вороха крупнокалиберных купюр две тысячи рублей. «Держи пиастры, купи упаковку сока и три блока сигарет». Ну что ж, похоже, веселая будет поездочка! (улыбка).

#27 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 14:57

Размещенное изображение


Выезд из Усть-Кута в сторону Верхнемаркова



#28 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 15:40

Сибирские традиции


Следующие два часа прошли в осознании себя в движущемся автомобиле по самой, наверное, экзотичной дороге, где доводилось бывать. Мозг окончательно оттаивал после многочасовой медитации на морозе.

За десять минут до полуночи мы вдруг остановились прямо посреди ночной трассы. Чуть позади встали и тягачи, и их водители пошли к нам. «Крещение сейчас будет, а тут ручей не замерзает, мы умыться пойдем». Вот так в суровом краю правила и традиции граничат с Православной верой. Умываться водой нулевой температуры в сильный мороз почти тоже, что кипятком дома - согревает. После Жека ушел в одну из фур, где перед стартом они на троих соблюли еще одну традицию. ДПС до Мирного на дороге уже не будет.
За перевалом, где находится этот ключ, кстати, было одно из самых теплых мест на пути: в воздухе пахло влагой, и в носу впервые с момента приезда в Иркутск «не мерзли волосы». А ведь всего за несколько км до перевала было ниже -30!

К трем часам ночи добрались до Верхнемарково и встали на ночлег. Машины в мороз здесь никто не глушит, даже если водитель пойдет ночевать в теплое помещение. Мы же все и вовсе остались в своих «железных коробках» ((с) Земфира). Кстати, вопрос с моим ночлегом решился весьма удачно: Жека пошел спать на свой спальник, а я, хоть и не нашел в машине еще одного горизонтального лежбища в полный рост, зато занял место водителя, максимально откинул спинку, и так и заснул за рулем большого черного джипа с мигалкой. Очень старался не газовать во сне (улыбка). Выспался, кстати, на удивление хорошо.

#29 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 15:42

19 января

Первый день зимника


После Верхнемарково, там где официально начинается западный путь в Якутию, запомнился указатель, на которым написаны расстояния до городов. До Якутска больше двух тысяч километров. 2127 км, на которые в сумме едва ли наберется два десятка населенных пунктов!.. Мы форсировали по льду небольшую реку и двинулись в путь.

Зимник уходит на северо-северо-восток и постепенно становится все более пологим. То сужаясь до полутора полос, то расширяясь до трех, здесь эта дорога, все же, больше имеет право называться трассой, трассой «Вилюй». Настоящий зимник начнется позже. Пока дорога, в целом, похожа на АЯМ (Амуро-Якутская магистраль, трасса Тында - Якутск) после Станового хребта. Похожая местность, накатанное полотно. На некоторых участках «Вилюй» идет здесь рядом с «трубой» ВСТО (нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан») и даже его пересекает (тот самый, который экологи не дали построить по берегу Байкала, и он прошел через окрестности Олёкминска). Земли здесь болотистые, и по краям растет множество тоненьких хилых сосен.

После Яракты начинается череда гарей. Огромные выжженные пустыни в тайге с тонкими «спичками» росших здесь деревьев. Когда в новостях говорят об очередных лесных пожарах, мы подчас можем представить масштаб бедствия, только если оно задевает человеческие поселения: города накрывает дым, иногда огонь даже захватывает деревни в сельской местности, как это было в Европейской части России в 2010-м. Но в тайге такие гари могут тянуться на десятки километров, и о них не знает, кажется, никто, кроме местных МЧС. Реально огромные и страшные пространства, подчищенные огнем...

Размещенное изображение

#30 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 15:43

Будни нефтяников


Если не путешествовать автостопом, никогда, наверное, не попасть в некоторые интересные места, например в поселок нефтяников при месторождении. Ну разве что выучиться какой-нибудь суровой профессии и пойти туда работать (улыбка). Ко второй половине дня мы достигли первой цели поездки: один из тягачей идет не до Чоны, а как раз на одну такую нефтедобычу.

Сворачиваем с дороги и едем до КПП. Выезжаем из леса на открытое место, и в воздухе вдруг ощущается легкий запах газа. Невдалеке пылает факел, сжигающий попутный газ. Сначала кажется, что этот запах здесь повсюду - мы проехали уже больше сотни метров вглубь территории, а газом по-прежнему пахнет, - но потом оказывается, что в жилой части поселка его не ощущается.

Жеке здесь нужно заправиться, прежде чем придется пользоваться соляркой из запасной канистры на фуре (джип дизельный). Есть ли где-то здесь бензин, выяснить не удалось, но при путешествии между Мирным и Усть-Кутом лучше иметь его запас у себя в машине на весь путь и еще сверху. Солярка, впрочем, здесь тоже стоит почти на четверть дороже, чем на «Большой земле». В голове по этому поводу возникает небольшой диссонанс: почему топливо из нефти на нефтяном месторождении стоит дороже, чем где-то в городах... Но вообще-то все просто: здесь нефть добывают, а перерабатывают в солярку где-то очень далеко, и гораздо ближе к тем городам, чем к этому месту в глухой тайге.

Первый раз за последние сутки удается в этом поселке нефтяников посетить теплый туалет. Сделан он, конечно, как и все остальные постройки, в домике-времянке, но в него проведено отдельное отопление.

Вообще, несмотря на всю временность таких поселений, многие домики выглядят весьма обжитыми - это уже не просто «вагончики». Но самое главное - в этом месте есть своя маленькая церковь! И ведь действительно именно в таких глухих местах, где есть только тяжелый труд и скромные радости в кратком отдыхе, душа как нигде нуждается в духовной пище. И если ее жажду не утолять, она будет пытаться утолять ее в чем-то другом: в алкоголе (несмотря на баснословные штрафы за него здесь), в азартных играх или еще в чем-нибудь. Просто душе нужно куда-то излучать свою духовную энергию, и хорошо, что и в таком необычном месте кто-то думает об этом.

#31 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 15:45

Ночь на пикете


За день мы проехали около 250 км. В обществе одной фуры наше движение стало попроворнее, но все равно средняя скорость грузовика здесь около 20-25 км/ч. У Жеки на внедорожнике всю дорогу не получается сдерживать свой водительский пыл, поэтому наша с ним скорость по зимнику от 60 до 80 км/ч (улыбка). Излюбленный им метод езды - «газануть» на несколько километров вперед, пока не перестанет брать рация (мы все постоянно на связи друг с другом), «чтобы проверить, нет ли препятствий на пути», постоять, иногда даже выйти из машины, а потом на той же скорости вернуться на пару км назад, пока фура не появится вдали.


Размещенное изображение


За полночь мы приехали на большой пикет. И теперь, собственно, о том, что же это такое в здешних местах. Все мы знаем, что пикет - это, обычно, митинг протеста. Некоторые знают, что пикет - это еще и точка разметки расстояний. Но мне никто так и не смог объяснить, почему здесь пикетом назван комплекс из придорожного кафе, бани и туалета в тайге. Возможно, в еще одном значении, пикет - это застава, караул на фронте, - и здесь с единственным жильем на несколько десятков км можно провести хоть какую-то параллель. Надо сказать, нигде больше в России подобного названия, как и подобного явления, коими являются здесь эти «пикеты», мне раньше не встречалось.

Пикет на трассе «Вилюй» в Иркутской области - это полностью автономный комплекс из столовой (включающей и кухню); магазина товаров первой необходимости; в обязательном порядке - бани, туалета; дома, где живут работники. Электричество вырабатывается от дизель-генератора. Служащие работают вахтами, приезжая кто на месяц, кто на весь сезон, пока стоит зимник - с декабря по апрель. Возможно, кто-то обосновался здесь и на ПМЖ. Пикеты здесь - это реально единственные обители цивилизации в реально глухой тайге на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Поэтому, когда добираешься до следующего, по-настоящему чувствуешь, что преодолел очередную часть пути и также по-настоящему рад вновь увидеть живых людей и побыть в тепле. Здесь вообще очень все по-настоящему.

В каждой новой столовой можно отведать горячей полноценной еды: супа, мясных блюд. Цены, конечно, выше, чем в придорожных кафе на обычных трассах, но не такие «кусачие», чтобы оставаться голодным. Примерно, как в московском «Му-Му» (улыбка). А вот зарабатывают здесь посетители этих столовых - суровые водители суровых машин - даже поболее, чем московские клерки.

На каждом пикете есть своя «изюминка». Например, в одном все стены оклеены купюрами с подписями посетителей. Оставить автограф в таком Богом забытом месте ведь дорогого стоит! (улыбка). Я тоже не удерживаюсь и пишу свое имя и название своей малой подмосковной Родины. Оттуда здесь точно еще никого не было.

Размещенное изображение

Единственное жилье в тайге на несколько десятков км вокруг



#32 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 28 декабря 2013 - 21:34

20 января

День второй


Водители не отличаются фанатизмом, кимаря по два часа в сутки, а дают время организму отдохнуть. Недосып и потеря внимания здесь может очень дорого стоить. Стартуем только около десяти утра, когда вокруг уже почти светло.

Вся трасса делится на участки - от пикета до пикета. Уже на старте Жека порекомендовал не загадывать, за сколько мы доберемся до места назначения. В итоге, за первые сутки мы прошли половину намеченного пути, если все пойдет гладко, к ночи будем в Чоне.
Дальше на север трасса становится все более глухой. За пикетом «Заяц» это уже настоящий зимник - узкий, с большими холмами и ухабами. Порой, сложно поверить, что по этим местам проходят грузовики.

Начинается Буровская марь: зимник уходит в болото, конца которому, кажется, не будет. Бесконечные низкорослые чахлые деревца, одинокие глухари, иногда садящиеся на дорогу впереди. Даже низкое солнце здесь в каком-то мареве. Гнетущая обстановка.

Но вот, наконец, пикет «Крест». Бесконечное болото позади. Здесь дорога разветвляется, и на север уходит тупиковая ветка зимника на Ербогачён. Говорят, север Иркутской области - одно из самых глухих мест в Иркутской области. На несколько сотен километров пара поселков и охотничих зимовий. Нефти там нет, и ходят только редкие машины с продовольствием. Зимник действительно выглядит безжизненным. Но вот уж куда имеет смысл ехать, если хочется сбежать от цивилизации (улыбка). Я на этот раз продолжаю свою путь, все же, не на север, а на северо-восток.


Размещенное изображение

Очень полезная схема верхней части зимника на одном из пикетов


За «Крестом» (напомню, это пикет), меняется лес. Начинается сказочная тайга: на смену хилой болотоной растительности приходят крепкие высокие лиственницы и сосны. Дорога петляет по этому великолепию, круто забирая то влево, то вправо. Но вскоре волшебный пейзаж вновь сменяется редколесьем, а потом и новыми гарями. Еще немного вперед, и начинается новая часть зимника. Еще буквально в прошлом году трасса шла по давно проложенному маршруту, а в этом идет другим путем, который проложили во время освоения нового месторождения нефти. Дорога широкая, как шоссе в большом городе, но, как оказывается на практике, ехать здесь даже сложнее, чем по узкому зимнику в лесу. Плотно укатанный снег изобилует выбоинами, скромными с виду, но в них можно запросто оставить колеса.

То с одной, то с другой стороны к дороге примыкают все новые просеки, оголяя нутро вековой тайги. Жека всю дорогу не может сдержать себя в выражениях. «А еще в Усть-Куте новый ЛПК строят, так за этот год половину Киренского района выпилили!..»

Вскоре мы пересекаем хорошо отсыпанное шоссе с линией электропередач. Протянутая людьми транспортная нить кажется чем-то диким и инородным посреди девственной тайги. Но долго ли ей еще оставаться такой нетронутой? Долго ли ей еще осталось?..

Новая трасса идет на Талаканское месторождение, куда направляются многие грузовики из Усть-Кута. Где-то здесь проходит 60-я параллель, и, значит, мы уже достигли широты Питера (улыбка). А еще на следующем пикете я схожу - позади почти половина зимника.

#33 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 12:50

Чона


Верхнечонское месторождение разведано в конце семидесятых годов прошлого века, но только с 2005-го года здесь начали добывать нефть. Ныне существует даже специальная «Верхнечонская нефтегазовая компания», принадлежащая «Роснефти», разрабатывающая эту территорию. Масштаб «освоения» природных ресурсов за такой короткий срок поражает, как и везде в России на подобных топливных «стройках века». Упомянутые десятки километров просек, новые дороги, появляющиеся буквально за несколько месяцев, сотни тонн оборудования... А вы знаете, что новый нефтепровод «Восточная Сибирь» прокладывался по 6 км в день?!

...Но, между тем, пока мы тут обо всем этом читаем и пишем, простые люди трудовых профессий тысячами отправляются на вахты на «севера» откуда-то с юга, и, как и в советское время, зарабатывают там в короткие сроки себе на квартиры, машины и безбедное будущее своих детей. Так что природа природой, а людям кушать будет хотеться всегда. Признаться, я и сам после стольких лет путешествий по всем этим «северам» в качестве «наивного студента-журналиста», уже задумываюсь, чтобы освоить какую-нибудь несложную и посильную по здоровью трудовую профессию, и хотя бы год потратить на то, чтобы не оставлять деньги на этих «северах», а также улучшить свое благосостояние на юге (улыбка).


***


Пикет «Чона» новый, и, как и упомянутый участок зимника, построен буквально год назад. Находится в конце объезда нового нефтяного «куста», возведенного в этом году.
После двух суток путешествия в джипе уже непривычно выгружаться у пикета с вещами и оставлять эту серьезную машину. Но ребята отправляются поработать на нефтяников уже сейчас, а у меня это только в далеких планах (улыбка).

( Collapse )
Пока же я остаюсь ночевать в столовой. Поражает вода в умывальнике - зеленоватая и мутная. Оказывается, берут ее в самое реке Чоне. Чистить такой зубы не решился (улыбка). Вообще, странно, что в северной сибирской реке такая грязная вода... Для готовки воду сюда привозят с другого пикета.

Второй раз в жизни и первый раз на трассе иду на этом пикете в баню. Ужасно, просто ужасно. Нет, баня добротная, но мой организм категорически не понимает, как себя вести при таких температурах. Чтобы не грохнуться прямо внутри, моюсь в шапке, а после еще час осоловелый сижу в кафе, отпиваясь подсоленной водой. Вода, кстати, в бочках внутри та же - зеленая и мутная.


***


Несколько водителей также проводят здесь ночь, но на Мирный никто из них не идет - все работают на месторождении. Все по очереди тоже уже побывали в бане, а теперь дымят на все кафе сигаретами. В разговоре слышу, как меж собой и они клянут новый кусок дороги, а проектировщика трассы обещают разобрать на составные части. Новый участок прошел по более холмистой местности, так, что грузовики, зачастую, буксуют, и в довершение всего, на новом пути оказалось несколько наледей, которые и в 30-градусный мороз треплют водителям нервы.

Но вскоре приходит еще один дальнобой. Как оказалось, это его фуру мы обогнали еще позавчера по дороге к Верхнемарково. А он-то, оказывается идет дальше, чем Жека с тягачами. Иркутск... - Удачный. То есть, так: Иркутск - Удачный!!! Удачный - это, в отличие от Мирного, конечный пункт, докуда проложена «алмазная дорога» в Якутии. До него от Мирного еще несколько сотен км на север! Все, я должен с ним уехать! (улыбка).
И я действительно уезжаю с ним под утро. Водитель за это время немного поспал, также побывал в бане, позавтракал, а я тем временем немного поспал прямо на лавке в столовой, положив голову на малый рюкзак. Конечно, никто не сказал мне ни слова, не предложил переселиться в гостиницу, которой все равно нет и вообще никак не мешал. В таких местах все проще и человечнее.

#34 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 12:51

21 января
Въезд в Якутию


Впереди самая глухая часть зимника: нефтяные «заимки» остаются позади, дальше только тайга и болота. Стартуем в пять утра и за три часа доезжаем до следующего пикета. Вода здесь прозрачная, но на удивление невкусная. Но зубы почистить на этот раз я, все-таки, отваживаюсь (улыбка).

Этот пикет последний на территории Иркутской области. Кажется, он вообще последний на трассе: внутри живет ощущение, что в Якутии все уже немножко иначе, и пикеты останутся по эту сторону границы, как и диалектные слова. Просто утренние фантазии (улыбка).

Размещенное изображение


В Якутию мы въезжаем на рассвете. И этот рассвет стоил всего пройденного пути. Если кто-то ищет сказочную тайгу, то ему точно сюда. Уже встреченные по пути крепкие высокие лиственницы здесь растут густой стеной. И никто, слава Богу, пока не замахнулся на их вековую статность. А еще лес здесь становится белым. Вроде те же деревья, но, начиная с границы Якутии они именно облеплены снегом. Разгадка оказывается простой: просто морозы здесь якутские. И если южнее средние температуры еще держатся в районе -25 - -30 градусов, то здесь обычная температура зимы уже около -40 и ниже, а в -30, можно сказать, уже оттепель. При таких температурах и высокой влажности вода из воздуха оседает чаще уже не в виде снега, а выпадая в виде инея. Помню, мне еще в Якутске во время путешествия на Колыму запомнилось это снежное великолепие. При всем при этом, зима в такие морозы обычно гораздо более солнечная, и даже поначалу непонятно, откуда столько белого снега кругом, когде нет туч.

Так мы едем через сказку, а в зеркале заднего вида медленно расцветает рассвет: алое сменяется оранжевым и желтым, но солнца все нет. Проходит почти два часа, пока оно по-настоящему засветит над горизонтом.

Ощущение, что до ближайшего жилья в любую сторону больше сотни километров, будоражит душу. Сердце тайги - оно здесь. Здесь много волков, и, оказавшись на трассе без машины, следующую есть большой шанс не дождаться. Иногда звери просто выходят на зимник или снуют за деревьями. На на этот раз на волков не везет (или везет на их отсутствие - улыбка), зато на трассу не раз приземляются глухари. Здесь их очень много.
Зимник пересекает большие и малые ручьи, лес местами редеет, но все равно в большинстве своем нас окружают большие и крепкие лиственницы.

Водитель рассказывает, как еще в юности ему довелось восемь дней провести на зимнике в автономном режиме в автомобиле, пока для его машины на тракторе везли запчасти. Это к вопросу о том, сколько продовольствия берет здесь каждый, отправляющийся в путь. У нас в машине, разумеется, тоже такой запас подготовлен. На всякий случай.

Размещенное изображение


#35 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 12:52

Размещенное изображение
День на зимнике

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Закат

#36 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 12:53

Размещенное изображение



#37 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 12:53

Китайский автопром в российском бездорожье. Личный опыт



А еще этот раз мне довелось впервые путешествовать в китайской фуре. Все красоты западной Якутии я наблюдал именно из нее. И этот опыт я тоже запомню на всю жизнь.

Китайская фура больше всего напомнила мне... китайский телефон. Такая же красивая снаружи, и такая же убогая внутри. Когда я шел загружаться внутрь, я искренне радовался, что мне вновь попалась хорошая машина, и вообще, на этом зимнике мне везет. Однако уже через полчаса езды я искренне стал скучать по нашим российским КАМАЗам.

Качественные панели отделки на деле оказываются дешевым пластиком. В кабине в принципе отсутствуют ручки, за которые можно держаться в пути. Но это еще не самое страшное. Если вы ездили на иностранных грузовиках и на КАМАЗе, вы знаете, насколько сильно трясет в последнем даже при езде по ровной дороге. Но вы не ездили в «китайце»! Авторы чая и пороха искренне посчитали, что заботы достоин исключительно водитель... и поставили ему нормальное кресло с пневмоподушкой. И если в КАМАЗе пассажир хотя бы покачивается на кресле с пружинами, в китайской фуре кресло пассажира просто... прикручено к полу! Амортизация отсутствует в принципе! Возможно, при работе на автобанах (в Китае везде автобаны?) на таком «коне» еще можно работать с напарником, но в условиях зимника на таком кресле можно запросто приготовить крошево из позвоночника и отбивную из простаты.

Весь день в пути у меня прошел в борьбе за сохранность указанных органов. Я упирался руками в сиденье, и ехал приподнявшись; упирался ногами в пол, и нависал над сиденьем; балансируя на одной ноге, изображал наездника, держась за приборную панель. Покой я обрел только к вечеру, додумавшись залезть на спальник. До выезда на гравийку там можно было нормально сидеть, правда, согнув голову под верхней полкой, а последние часы до Мирного и даже чуть-чуть поспать.

#38 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 13:04

Таежные беседы и иркутское электричество


За долгий день в дороге разговор касается практически всех важных и не очень важных тем. Как Абрамович «поднимал» Чукотку и о том, что, оказывается, «совсем не плохой он мужик»; о детях водителя - отец подарил сыну свою фуру, и теперь тот ходит на ней в менее экстремальные поездки по Иркутской области. Дочка живет в Новой Зеландии, а ему по-прежнему ближе всего вот так бороздить тайгу до самого приполярного севера. И еще... В Иркутской области, оказывается, самая дешевая электроэнергия в России - около 80 копеек за киловатт. Я даже не верю своим ушам, когда средняя цена по стране около 4-х рублей. Но это так (можно, например, здесь посмотреть и удивиться: http://energovopros....iju/2985/29853/ ). И водитель подробно рассказывает, как такое произошло, и почему во всей стране цены когда-то повысились, а в Иркутске их отстояли...

Так неспешно, за час до сумерек, мы подъезжаем к последнему пикету на этом зимнике.

#39 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 13:04

Холодная лощина


Преодолев несколько холмов, спускаемся в лощину. Пикет действительно стоит у дороги, но кажется брошенным. Рядом два КАМАЗа , ждут нас внизу, чтобы начать свой подъем по пустому зимнику. Останавливаемся, сходим на землю. Каким-то холодом веет от этого места, и мороз здесь не при чем. Здесь нет ветра и птиц. Только большой ворон что-то клюет у дороги. Водители грузовиков рассказывают, что смотритель пикета застрелился. С тех пор здесь больше никто не работает. «Уезжайте вы отсюда, дурное здесь место», - советует один из водителей. И действительно, хочется побыстрее ретироваться отсюда, несмотря на то, что надежды на сытный обед внезапно рассыпались.

Впереди последний подъем перед ровным участком, и лучше его взять, не медля. Преодолев его, отъезжаем еще на несколько километров, почти не разговариваем. Только остановившись, словно выдыхаем, делаем привал, и обедаем сухим пайком прямо в машине. В тайге все чувства обостряются.

#40 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 29 декабря 2013 - 13:05

Дорога до Тас-Юряха. Последний бросок


За 80 км до Тас-Юряха зимник становится широким и хорошо укатанным. На легковушке здесь уже можно разогнаться, но на фуре по-прежнему выше 30 километров ехать невозможно.

Зимник заканчивается в якутском поселке Тас-Юрях, от которого идет более менее сносная дорога до пересечения с «алмазной дорогой» Ленск - Мирный - Удачный. «Вилюй» выходит на эту дорогу между Мирным и Ленском на расстоянии около 70-80 км от того и другого. Окончание зимника, как такового, знаменует факел на газовом месторождении в Тас-Юряхе. Когда едешь не в первый раз, уже за 30 км ждешь, когда же он появится в ночи.


***

Мы прибыли в Тас-Юрях глубокой ночью, а в восьмом часу утра достигли Мирного - алмазного города Якутии. Мой путь автостостопом от Усть-Кута до Мирного длиной чуть более 1100 км занял 3,5 суток плюс полдня ожидания машины на старте в Усть-Куте. По информации от разных водителей, фуры на этом зимнике могут провести в пути от 3 до 7 дней, а легковые машины при самом удачном раскладе преодолеют его всего за сутки чистого ходового времени.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей