До Узбекистана мы решили ехать через Самару, Уральск и Атырау. За сутки доехали до Самары, переночевав у предложившего на этом форуме вписку
Юрия-Самара, (кстати, он зовет побольше гостей - съездите кто-нибудь к нему
).
По дороге из города до границы Маштаково/Сырым успели поплутать на выезде, потерять и вновь обрести документы и покататься на бензовозах. Погранпереход оказался непешеходным, но нас пропустили (правда, строго наказав идти до казахов by foot и машины не стопить).
Весёлый казахский пограничник вписал нас в узбекскую машину аж до Бейнеу (ни разу не встречала в Москве Lada Largus - а узбеки уже год как их эксплуатируют). К сожалению, в Доссоре на перекрестке в зад нашему автомобилю въехал микроавтобус с рабочими, следующими в Тенгиз, и полиция, продержав всех три часа, отправила помятую Ладу на стоянку. К позднему вечеру добрались-таки в Бейнеу (гостиница на первой же стоянке - по тысяче тенге с человека), и перед полуднем пересекли границу Казахстана с Каракалпакстаном - пограничной республикой Узбекистана.
Если вся дорога по Казахстану - в хорошем состоянии, то от Бейнеу до границы ведет нечто совершенно разбитое, протяженностью 86 км, и машины (особенно грузовики) перемещаются по ней медленно, рискуя завязнуть в дождь, по ночам практически нико не ездит, хотя граница круглосуточная. Легковушки на отдельных участках все-таки разгоняются до 65 км/час.
На границе завывает ветер с песком, бродят верблюды и стоят вереницы машин. Казахи пропускают быстро, а у узбеков нужно заполнять таможенную декларацию на все ввозимые ценности (телефон, фотоаппарат и т.д.) и наличные деньги.
Вся дорога из Москвы в Узбекистан (его западную часть) заняла у нас трое с небольшим суток автостопом, с тремя остановками на ночь.
Первой намеченной для посещения точкой Узбекистана стал Муйнак - бывший рыболовный порт на Аральском море, а точнее, находящееся в нем кладбище кораблей.
Поворот с трассы на Муйнак находится в городе Кунград в трехстах с лишним километрах от границы (дорога плохая, с ямами, движение медленное). В Кунграде мы оказались часов в шесть вечера, и никакого регулярного транспорта в Муйнак уже не ходило (а таксисты просили 100 тысяч сум и были посланы).
По сравнению с ценами в LP 2010 года, подорожало всё сильно - особенно проезд, из-за взлетевших в последнее время цен на топливо.
Ночевали у частников в комнате около ж/д вокзала (5 тысяч сум с человека), кроватей нет, но хозяйка стелит на пол курпачу (узбекский матрас), даёт постельное бельё, есть холодный душ - координаты приводить не буду, нам искал таксист и таких комнат сдают много (уточняйте, сколько человек будут жить с вами - нам повезло, и мы оказались в трехместной). Такси по городу стоит 1 тысячу сум с человека.
Shared taxi из Кунграда до Муйнака (около сотни километров) в дневное время стоит 8-10 тысяч в зависимости от самой машины (на микроавтобусе дешевле, но некомфортно), автобус ходит редко, неторопливо и запекает своих пассажиров пустынной жарой за 5 тысяч сум в одну сторону. Трафик на дороге составляют редкие заполненные такси, поэтому автостоп будет проблематичен и приятен только любителям долго тусить на жаре в пустыне.
Раньше Муйнак стоял на берегу Аральского моря, там был большой рыболовный флот, действовал консервный завод. Сейчас море ушло на 170 километров, и город оказался посреди пустыни - вокруг только песок и солончаки. Кладбище кораблей (все раскиданные раньше по дну ушедшего моря посудины стащены в одно место) находится в нескольких километрах от автостанции, такси стоит так же, как в Кунграде - если Вы приехали на автобусе.
В Муйнаке есть музей Аральского моря, но мы в него не дошли. Вроде работает гостиница.
Обязательно берите с собой воду - около кораблей ничего не продается (хотя при нас узбеки достраивали юрты - говорят, будет кафе).
Корабли нагреваются на солнце и обжигают руки, местные пугают скорпионами - но место очень атмосферное.
Не стоит делать глупость, и приезжать сюда, как мы, в середине дня (утро у нас ушло на покупку местной симкарты - для этого нужен узбекский паспорт с постоянной регистрацией, а у нас такого в наличии не было).
Обратно можно взять такси или поехать автобусом как до Кунграда, так и до Нукуса (в два раза дальше и в два раза дороже). Водители, подвозившие нас, много рассказывали о музее Савицкого, но по приезде в Нукус за полчаса до закрытия музея - полпятого вечера - у нас не появилось никакого желания ночевать там.
Достопили до Ургенча, в котором сейчас нет дешевых гостиниц - город сносит старый фонд и отстраивает новые здания, а обещанная LP комната отдыха на вокзале стоит 20 тысяч сум с человека (готовы были согласиться, комнаты чистые и со свежим бельём, но в здании вокзала не работает душ).
В итоге, уехали на такси (3 тысячи сум с человека) в Хиву, где и поселились прямо напротив Западных ворот Ичан-калы в гестхаусе "Алибек" (Khiva "Alibek" Hotel) за 25$ за двухместный номер с душем и вайфаем.