Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Автостоп Томск-Хабаровск (2014 г)


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Aliendo2013

Aliendo2013

    Новичок на форуме

  • Новый путешественник
  • 7 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 июля 2014 - 15:20

ПУТЕШЕСТВИЕ ТОМСК-ХАБАРОВСК

Как все начиналось

Идея подобного путешествия вертелась в моей голове уже давно. Примерно полтора года назад (в 2013 г) я впервые задумался о поездке автостопом. Но заторможенность и привычка откладывать дела отодвигали это мероприятие на неопределенный срок. Тем не менее, я продолжал активно интересоваться автостопом, сидел различных форумах, читал отчеты и рассказы. Постепенно в моей жизни начали появляться люди, которые уже совершали подобные путешествия. Один из них, Павел К., даже написал небольшой рассказ-отчет об одной из своих поездок.
Прочитав этот рассказ, я вдохновился. С этим человеком мы плотно общались. Именно в момент нашего с ним общения в голове наконец-то щелкнуло, и я понял, что дальше тянуть некуда. Уже сейчас, в настоящий момент при имеющихся ресурсах можно начинать ездить. Так в скором времени была совершена первая короткая поездка на 250 км из Томска в соседний город Кемерово. Несмотря на небольшое расстояние, был взломан главный психологический барьер. Пришло понимание: автостоп существует!
Первая поездка мне очень понравилась. Я испытал чувство беззаботности и новизны, которое возникает во время свободных путешествий. Никто никуда не гонит, ты перемещаешься в любом направлении, в котором только пожелаешь, общаешься с людьми, наслаждаешься хорошей погодой.
По приезду домой я начал планировать новые путешествия.
По образованию я геолог, но после университета на протяжении года по специальности не работал. Занимался другими вещами, однако найти себя в них не мог. В один прекрасный момент я вспомнил о своем дипломе, и мне пришла в голову идея съездить на пару месяцев поработать на одно из месторождений в Хабаровском крае.
В течении двух недель удалось уладил все вопросы по трудоустройству и определиться со сроками заезда. Добраться до Хабаровска необходимо было за две недели. Время было предостаточно, поэтому я решил ехать автостопом.
Основной целью путешествия было посмотреть природу нашей страны и основные города, встречающиеся на пути Томск-Хабаровск.
Однако, в связи с тем, что поездка ограничивалась 11-ю днями, а увидеть хотелось достаточно много, некоторые участки пришлось проезжать на поезде. Таким образом, удалось посетить все запланированные места.
Маршрут был проложен через следующие пункты: Томск-Красноярск-Иркутск-пос. Листвянка (оз. Байкал) - г. Улан-Удэ – г. Чита – г. Благовещенск – г. Хабаровск.
За короткое время сборов найти попутчика не удалось, поэтому ехать пришлось одному.
Для полной комплектации мне хватило рюкзака объемом 45 литров. На всякий случай взял палатку и спальный мешок, которые за время путешествия ни разу не расчехлялись.
Мой маршрут был рассчитан таким образом, что к концу каждого дня я достигал какого-либо населенного пункта и ночевал у друзей или в хостелах.

Начало

30 апреля 2014 года в теплый солнечный весенний день я вышел из дома. На загородную трассу за пределы Томска добрался на автобусе через Иркутский тракт и мкр. «Жилмассив». Позиция для остановки машин была очень удобной. Она располагалась рядом со стоянкой около кафе после развилки на Мариинск и пос. Светлый. Мой путь лежал через Мариинск.
Первая попутка остановилась достаточно быстро. Это была примерно пятая по счету машина. Водителем был мужчина лет 28. Провезти он меня смог на 100 км.
Перед поездкой достаточно много читал про автостоп. Из различных источников понял, что несмотря на бесплатный проезд попутчик все же «оплачивает» поездку общением с водителем.
С этим водителем общение шло не очень. Мы лишь изредка перекидывались общими фразами и большая часть пути прошла в молчании. Из-за этого я чувствовал себя немного не комфортно.
Примерно через 100 км я снова стоял на трассе. Трафик движения был очень низким. Проезжала примерно одна машина в пять минут. Тем не менее, остановить попутку удалось очень быстро.
Впоследствии, основываясь на всем путешествии, я сделал вывод: чем меньше трафик движения машин, тем быстрее удается поймать попутку.
Второго водителя звали Борис. Мы быстро нашли с ним общий язык. Борис был директором в компании, торгующей топливом и я с искренним любопытством распрашивал о его сфере деятельности. В ходе разговора выяснилось, что он тоже имеет опыт путешествия автостопом, правда на короткие расстояния.
Борис довез меня до развилки: одна дорога уходила в Анджеро-Судженск, другая в нужном мне направлении – на Мариинск.
Трасса была пустая. Первая машин на трассе появилась минут через 5 и проехала мимо. Вторая ехала практически следом за первой и тоже сначала не обратила на меня внимания. Однако обернувшись, я обнаружил, что она остановилась метрах в 50 и сдает назад в моем направлении.
Оказалось, что за рулем сидела девушка.
- Я боюсь подбирать незнакомых людей – сразу же заявила она мне.
- Не переживайте, я не опасный – поспешил успокоить ее я.
Немного посомневавшись, она пригласила меня в машину.
Девушку звали Наталия. Ехала она из Томска в Красноярский город Шарыпово к своему полуторагодовалому сыну, поэтому довезти меня могла до самого Мариинска.
Наталии было лет 27-28. Она занимала руководящую должность в одной из крупных торговых компаний Томска. Мне было интересно узнать про ее работу, она в свою очередь интересовалась моим путешествием. Язык мы нашли очень быстро и практически всю дорогу, ехали не смолкая.
Водила она достаточно уверенно, но машину не щадила. На убитой дороге мы «собрали» процентов 15 всех ям и кочек. Причем скорость на плохих участках практически не сбавлялась. Наталия объясняла это тем, что машина рабочая, подвески уже все разбиты, поэтому ее можно не жалеть.
Тем не менее, я чувствовал себя достаточно комфортно, несмотря на тот стереотип, что женщины не умеют водить. Я даже отметил уверенное управление машиной. Как оказалось позже, сделано это было зря. Пока мы ехали, Наталия рассказала, что уже попадала в аварии, но я решил не думать об этом, т.к. в любом случае от меня мало что зависело.
Погода была солнечная. Я испытывал непередаваемую легкость и чувство свободы, когда можешь путешествовать в любом направлении, в каком только пожелаешь, и ничто тебя не ограничивает.
Причем все оказывается намного проще, чем ты предполагал раньше.
Во время путешествия мне часто приходил в голову вопрос: «Почему я не делал этого раньше?». Ведь больше всего мне нравится путешествовать, а это оказывается так легко и просто. И не нужно тратить много денег, чтобы передвигаться. Каждый в состоянии сделать это.
На мой взгляд, вся проблема кроется в том, что мы склонны очень много думать и сомневаться. Как в шахматах просчитываем каждый шаг и последствия каждого из событий, придумываем в своей голове ситуации, которые не сбудутся в 90% случаев. Многие даже не представляют, сколько всего интересного они пропускают из-за своих отговорок, откладываний на потом и привычки посомневаться. Наверное, каждый из нас открывал для себя, что когда начинаешь заниматься каким-либо делом, казавшимся невозможным, очень трудным или страшным все оказывается намного проще. Точно также и здесь. Самый простой способ начать путешествовать - это просто начать путешествовать, а не ждать, когда настанет более подходящий момент, позволят финансы, вырастут дети, завершится учеба и т.д. Стоит четко осознать, что все необходимые ресурсы можно найти уже здесь и сейчас не откладывая на потом.
Еще будучи в Томске читал на блоге одного из путешественников, что самая большая опасность автостопа заключается в возможности попадания в ДТП. Но если отказываться от автостопа только по этой причине, то можно вообще не ездить на автомобилях. Поэтому я не воспринимал вероятность аварии как опасность. Однако, как оказалось, и к этому нужно быть готовым.
Для подъезда к месту моей высадки нам необходимо было переехать на противоположную сторону дороги. Движение было не очень оживленным. Заднее сидение было полностью забито вещами, которые мешали обзору через зеркало.
Мы сделали небольшой крюк, чтобы пересечь полосу, по которой двигались. Неожиданно я услышал сигнал внедорожника, который несся прямо на нас. Расстояние было очень маленьким и предпринять какие-либо меры для того, чтобы избежать аварии не удалось. К счастью для меня удар пришелся в заднюю часть машины и порядочно помял багажник. Будь наше движение хоть чуточку медленнее, удар пришелся бы прямо на меня.
После аварии мне в головы некоторое время лезли различные мысли из разряда : «А что если..». Что если действительно мы бы ехали медленнее? Что если бы мы повернули позднее? Что если скорость внедорожника была бы больше?
Но мыслить сослагательным наклонением глупо. Все произошло так, как произошло. А это значило, что мое путешествие продолжается. Поэтому я отбросил все негативные мысли, попрощался с Наталией и пошел ловить следующую машину.

Подозрительный водитель

Кемеровская область постоянно воспринималась у меня как криминальное место. В 90-е годы в этих местах уровень преступности был действительно одним из самых высоких в стране. После просмотра передач из цикла «Криминальная Россия» про Новокузнецких маньяков, обычно возникал вопрос: «А как здесь вообще живут люди?» Сегодня обстановка намного лучше. Хотя во многих Кузбасских городах единственным градообразующим производством является угольная промышленность. Тяжелый труд на шахтах оплачивается не высоко, а другой работы в этих местах нет. Многие люди, не видя просвета, начинают злоупотреблять алкоголем. Это приводит к деградации определенной части населения. Положительно на взаимоотношения в обществе это не влияет.
После расставания с Наталией я достаточно долго стоял на обочине. Следующая машина остановилась только через тридцать минут.
- Здравствуйте, Вы далеко направляетесь? – поинтересовался я.
- А куда нужно – спросил водитель.
- Сейчас до Красноярска.
- А с какой целью туда едешь?
Мне такая постановка вопроса показалась немного странной.
- Вообще на работу – ответил я и не стал сразу говорить , что конечной точкой моего маршрута является Хабаровск.
- Ну, садись, подкину – немного подумав, сказал он.
Водителем был мужчина лет 55-60, ростом 180-185 см и широкий в плечах. Мне этот человек сразу не понравился: неискренняя улыбка, подозрительный взгляд, странные вопросы и манера разговора. Все это заставляло насторожиться. Далее наш диалог был не менее странным и заставил меня немного понервничать.
Он спросил, тормозят ли вообще машины, т.к. сам сомневался, что в наше «смутное» время вообще кто-то так просто остановится и подвезет. Затем он как бы в продолжение своего вопроса рассказал историю о том, как какому-то преступнику на этой же трассе остановилась машина, чтобы подвезти, а этот преступник убил водителя и угнал автомобиль.
Мне не очень нравятся такие истории, поэтому я решил немного сменить тему разговора.
- А Вы сами откуда? – спросил я.
Водитель скривил лицо своей подозрительной улыбкой и ответил: « Я с России. А что новости не смотришь? Не знаешь, откуда какой преступник сбежал, или где какой маньяк появился?»
После сказанного стало еще менее комфортно. Я сразу ему сказал, что мне такие разговоры не очень нравятся и лучше пусть он меня высадит. Водитель поспешил заверить, что все в порядке и ехать нам всего 30 км до поворота на пос. Тяжин. Далее он начал задавать вопросы о моей деятельности, чтобы сменить тему разговора. Но до конца нашей с ним дороги я был немного напряжен, но разговор с водителем завязать удалось.
Оказалось, что Виктор (так звали подозрительного водителя) занимается пчеловодством. У него есть сын, который окончил радиотехнический университет в Томске и в данный момент занимается веб-дизайном.
Все же, весь оставшийся путь я был сосредоточен и внимательно наблюдал за действиями водителя. Не раз мне в голову закрадывалась мысль, что вот-вот он вытащит какое-нибудь оружие и направит на меня.
Вскоре мы подъехали и на повороте в поселок Тяжин Виктор меня высадил.
Выйдя из машины у меня отлегло и я вздохнул с облегчением.
Два немного неординарных для меня случая (авария и встреча с подозрительным водителем) произошли всего лишь на четырехсотом километре. До Хабаровска оставалось еще порядка 4500 км. «Что же будет дальше?» - с небольшим недоумением думал я.
По своему опыту могу сказать, что самые трудные препятствия случаются именно в начале пути. Как будто проверяя нашу настойчивость и серьезность подхода к делу. Как оказалось позже, так было и в этот раз. На оставшемся пути никаких форс-мажорных обстоятельств не происходило.

Правило 110 %

Как-то раз, в одной из книг Сергея Азимова я прочитал, что из 10 попыток самая важная 11-я. Для достижения наибольшей эффективности необходимо выкладываться на 110%. Именно эти дополнительные 10% по эффективности равны основным 100%. На протяжении поездки я убеждался в этом не раз.
После встречи с подозрительным водителем, остановка около пос. Тяжин была долгая. Я не мог поймать машину в течении 3 часов. Чтобы посетить все запланированные места в моем путешествии, к вечеру, по графику, мне необходимо было добраться до Красноярска. Было 9 часов вечера, и автомобильный трафик на дороге заметно снизился. Таким образом, с каждой минутой шансы остановить машину уменьшались.
Я уже всерьез задумывался о варианте сесть на автобус от Тяжина до Красноярска, но все же решил сделать еще несколько попыток. Моя настойчивость была вознаграждена. Остановившаяся машина ехала практически до самого Красноярска. В 12 часу я был в пос. Емельяново в 30 км от города. Остановиться пришлось в придорожной гостинице.
На следующий день 1 мая 2014 годя во второй половине дня я добрался до Красноярска. В 10 часов вечера меня должен был встретить друг, у которого я планировал переночевать.
Подробно останавливаться на описании Красноярска не буду, т.к. не успел уделить должного внимания его изучению. Отмечу лишь, что это большой красивый город, расположенный на обеих сторонах Енисея. Часть Красноярска находится на горе, в народе называемой Покровкой. На Покровке построена часовня со смотровой площадкой, откуда открывается красивый вид на центр.
DSC00185.JPG - Касноярск
Из Красноярска я планировал выезжать с утра 2.04.14 г, но задержался и подготовился к отправке только к 15:00. Было решено до Иркутска ехать на ближайшем поезде. Таким образом, передвижение приходилось на вечернее и ночное время и удавалось сэкономить 1 день, чтобы побыть на Байкале.

На Байкал!

В Иркутск я прибыл с утра 3.04.14 г. В центре города на улице Ленина нашел кафе «Lenin street». Рекомендую это кафе как замечательное место, в котором делают вкуснейший горячий шоколад.
Иркутск – старый Сибирский город. Как и в большинстве городов, центр представляет собой историческую часть с узкими улицами и домами облика 19-начала 20 века. Периферия имеет более современный вид: широкие дороги, новые домов, спальные районы, развивающаяся инфраструктура.
Одним из главных пунктов посещения в моем путешествии являлся пос. Листвянка, расположенный на оз. Байкал.
На трассу до пос. Листвянка из Иркутска я выехал на маршрутке.
Погода была солнечная и теплая. На дороге был плотный автомобильный поток: все ехали либо на дачу, либо просто на отдых в сторону Байкала. У меня было хорошее настроение, сопровождаемое ощущением поездки на природу в выходной теплый солнечный день, когда все располагает к отдыху, и ты знаешь, что еще как минимум несколько дней будешь предоставлен сам себе.
Машины проезжали одна за одной и не останавливались. Я простоял минут 20 и услышал сигнал, но сначала не обратил на него внимания. Предпринимая попытки остановить очередную машину, заметил, что женщина за рулем показывает рукой за мою спину. Я обернулся и увидел остановившуюся машину, в которой сидело три человека: двое средних лет, один лет 50. Они подобрали и провезли меня на 50 км. По дороге мы особо не разговаривали. Большую часть времени я рассматривал пейзажи за окном.
Трасса проходила по холмистой местности параллельно Ангаре, которой из-за хвойного леса видно не было. Лишь периодически в самых низких частях появлялись заливы реки. Вдоль трассы довольно часто встречались коттеджи, различные базы отдыха и т.д. Весь путь я с любопытством разглядывал природу. Представлял, как в давние времена осваивалась эта территория, как по бездорожью передвигались повозки с лошадьми, везя первых переселенцев, как прорубалась дорога, как шло строительство небольших деревушек.
Меня высадили примерно за 15 км до Листвянки. Следующая машина остановилась для того, чтобы женщина, ехавшая за рулем, уступила место мужчине. Я немного растерялся и не понял, как лучше действовать. Было очевидно, что притормозили они не по моей инициативе. На всякий случай я решил спросить: «Вы мне остановились?».
Мужчина посмотрел на меня и произнес что-то невнятное. Тогда я решил спросить смогут ли они докинуть меня до Листвянки, на что получил одобрение.
Едва я залез в машину, девушка начала задавать вопросы: кто я, откуда, цель путешествия и т.д. Периодически она разбавляла свои вопросы различного рода заметками. Так продолжалась наша поездка до самой Листвянки.
Байкал возник из-за сопки неожиданно и поразил меня своей красотой. С правой стороны из озер вытекала Ангара, по левую от нас сторону возвышались сопки, поросшие хвойным лесом, спереди на противоположной стороне виднелись Саянские горы покрытые снегом. Озеро в этом районе было полностью свободно ото льда.
Листвянка – типичный туристический поселок, который узкой полосой вытянулся на 5 км вдоль берега Байкала. Температура воздуха здесь на несколько градусов холоднее, чем в Иркутске. В выходные дни в поселок приехало много туристов из Иркутска.
Как и в любом туристическом городе на каждом углу здесь расположены сувенирные лавки, кафе, гостиницы и предложения поездок на экскурсии. Выбор еды в местных закусочных не очень большой: шашлык, жирный плов и омуль.
Несмотря на то, что место это мне очень понравилось, местные жители говорят, что это еще не Байкал.
Не теряя времени даром, я прогулялся через весь поселок и поднялся на камень Черского. С этого места открывается великолепная панорама на устье Ангары и на само озеро.
DSC00350.JPG - оз. Байкал
Место для ночевки мне предоставил местный гид. Он поселил меня в комнату в своей квартире. Нужно отметить, что его пятиэтажка располагалась очень удачно. Окна выходили на само озеро и я с удовольствием наблюдал за закатом на Байкале.
DSC00332.JPG
Путешествия, на мой взгляд – это лучший способ приобретения новых и интересных знакомств. Причем, как правило, они появляются непредсказуемо, без каких-либо усилий с твоей стороны. За все время поездки меня не раз просили оставить свои координаты, чтобы найти в контакте и периодически поддерживать связь.
В квартире, где я остановился, жила девушка из Москвы, которая была в этих краях в командировке и воспользовалась возможностью посетить Байкал. Тема путешествий нас обоих очень интересовала, и мы быстро нашли общий язык, обмениваясь своим опытом. Она рассказала мне много интересного о том, куда ходила и что следует посетить. К сожалению, времени на все эти места не оставалось, поэтому все визиты пришлось отложить на другой раз.
Так подошел к концу единственный день, который я выделил на посещение Байкала. Следующим утром предстояло снова отправляться в путь.

Иркутск – Улан-Удэ

Утром 4 мая 2014 года, к 9 часам я вышел на трассу из Листвянки, поймал первую машину и отправился дальше.
Водителем был парень лет 28 с немного пессимистичным взглядом на жизнь. Всю дорогу вспоминал о каких-то негативных и несправедливых случаях из его жизни. По разговору мне показалось, что его не все устраивает в текущем положении. Во многом он себе отказывал из-за необходимости заниматься другими «важными» делами, чтобы жить. В перечень таковых дел входила работа, карьера и заработок.
Тем не менее, водитель оказался отзывчивым и добродушным. Меня он высадил практически на окраине города рядом с дорогой на г. Слюдянка.
Что бы окончательно выехать на федеральную трассу пришлось воспользоваться пригородной маршруткой и доехать до города Шелехов. Хотя машину можно было останавливать и раньше.
За первые тридцать километров от г. Шелехов я сменил 2 машины. Останавливались достаточно быстро. Ждал не более 10-15 минут.
Из второй машины я выходил на стоянке рядом с придорожным кафе. Остановившиеся здесь молодые парень и девушка увидели меня в тот момент, когда я «голосовал» на обочине.
- Тебе далеко ехать? – спросил меня парень.
Через минуту я уже сидел у них в машине. Оказалось , что нам вместе было по пути до прибайкальского поселка Тайхой.
Поселок этот держится за счет туризма и железнодорожной станции. Мне рассказали много интересного о туристической инфраструктуре этих краев. Это была действительно ценная информация.
Например, удалось выяснить, что в Байкальском заповеднике, расположенном рядом с поселком принимают волонтеров. Добровольцам здесь предоставляют жилье и бесплатно кормят. В обмен необходимо выполнять определенные работы. Причем, судя по рассказам водителя, нет конкретных сроков: можно приехать и на неделю и на месяц. Таким образом, тем, кто хочет посетить Байкал, но ограничен в бюджете, можно связаться с заповедником и точно все узнать. Координаты Байкальского заповедника есть в интернете.
Снова в поле зрения Байкал попал от г. Слюдянка и не исчезал до самого Тайхоя.
Слюдянка – небольшой городок, расположенный на самой южной оконечности Байкала. Здесь преобладает 2-3 этажная «сталинская» застройка, реже встречаются небольшие массивы пятиэтажек хрущевских времен. Больших новых домов в городе не строят. Единственное, что кинулось в глаза – новый спортивный комплекс в центре.
Расположение рядом с транссибирской магистралью и федеральной трассой, обилие зелени, близость Бакала и Восточных Саян – все это придает городу живость, несмотря на серый облик его домов. В центральной части достаточно много народа, вдоль дороги многочисленные торговые точки омулем. Слюдянка отдаленно напомнила мне типичный российский курортный городок. Несмотря на заброшенность, тут ощущалась особая энергетика и свежесть, исходящая от озера.
Рядом с Байкалом я ощущал какую-то пустоту и одиночество. Заметил, что такие чувства возникают всегда, когда сочетаются огромные пространства покрытые водой, чистое небо, холодный воздух и ветра на фоне ясной сухой погоды. В данном случае все это усиливалось чрезмерным количеством холодного синего цвета.
Несмотря на всю красоту этих мест, постоянно здесь жить мне бы не хотелось.
Несколько десятков километров от Слюдянки трасса проходит по серпантину вдоль окраины Восточных Саян, затем спускается в низменность и пролегает по относительно ровному участку. Параллельно тянется железная дорога. Примечательно, что «Бурятская» сторона озера оказалась еще во льду.
Высадили меня на остановке около пос. Тайхой. Отблагодарив водителя, я занял позицию на обочине и начал останавливать машину.
Через полчаса рядом со мной затормозила новая «Тойота». За рулем была женщина лет 40-45 азиатской внешности. Рядом сидела ее мама. Ехали они до самого Улан-Удэ. Мне снова повезло!
Женщина оказалась очень приятной в общении. В машине было чисто и приятно пахло. Ее манера разговора была спокойной и неторопливой. Мне показалось, что она относится к категории тех женщин, с которыми можно говорить только на высокоинтеллектуальные темы. Позже я отметил, что она курит. Но, несмотря на мое негативное отношение к курению, я нисколько не поменял своего отношения к ней.
Женщину звали Туяна. Сначала она расспрашивала о моем путешествии. Затем много рассказывала о Бурятии: ее культуре, природе, достопримечательностях, красивых местах.
Оказалось, что у Туяны есть своя турфирма. Периодически она со своим мужем организует сплавы по рекам в нетронутых уголках Бурятии. За свою жизнь Туяна посетила много культовых мест в республике и, казалось, могла рассказывать об этом бесконечно. Кроме того, она была приверженцем шаманизма и отметила, что в последнее время это вероисповедание на территории Бурятии возрождается.
При подъезде к Улан-Удэ, за несколько десятков километров природа изменяется и немного отличается от природы Иркутской области. Трасса проходит по солнечной долине реки Селенги. Долина окружена сопками, покрытыми редкими островками хвойных деревьев (преимущественно сосны). Основная часть сопок представляет собой территорию, покрытую травой соломенно-желтого цвета. В лучах заходящего солнца вся местность заливается золотистым цветом и перед глазами открывается по особому красивая панорама. Здесь в полной мере ощущается простор и свобода. Понимаешь, почему такую местность выбирали кочевые племена для своей жизни.
Сама долина реки Селенги достаточно широкая и отличается от окружающих сопок более высокой травой и отсутствие хвойных деревьев.
В нескольких километрах от города на этих широких полях строятся многочисленные одноэтажные и двухэтажные дома. Весь массив малоэтажной застройки из свежего бруса своим цветом очень удачно вливается в просторные соломенно-желтые степи. Особый колорит придает всему этому виду золотистый свет солнца на закате. Такое гармоничное сочетание природы и построек людей в своем путешествии я встретил только здесь. Это место является примером того, что сооружения человека и природа могут очень удачно дополнять друг друга!
В Улан-Удэ я въехал в 8 часов вечера 4 мая 2014 года. В городе была теплая вечерняя погода, какая обычно бывает после жаркого летнего дня. Центральная площадь Советов достаточно динамичное место. Здесь я обнаружил много молодых людей, большинство из которых буряты.
Первым делом я отыскал заведение с Wi-Fi-ем, в котором можно перекусить. Им оказалась столовая, относящаяся к сети «Appetite». По соотношению цена/качество «Appetite» очень хорошее заведение.
Рядом, в нескольких кварталах я нашел хостел, в котором поселился на целых 2 дня и 3 ночи.

Улан-Удэ.

Улан-Удэ оставил у меня приятное впечатление.
Сегодня это современный город, в котором отчетливо прослеживаются азиатские черты: своеобразные изогнутые в восточном стиле крыши; названия заведений, обращенные к монгольской культуре («Монгол», «Чингиз Хан» и т.д.); население азиатской внешности и др.
Развитие Улан-Удэ получил благодаря своему удобному расположению на чайном пути из центральной части России в Китай и Монголию. Здесь была хорошо развита торговля и ежегодно проводились масштабные ярмарки, на которые съезжались купцы со всей России и из зарубежа.
В центральной части можно наблюдать преимущественно 5-6 –этажные отштукатуренные здания конца 19-первой половины 20 века. На площади Советов размещена самая большая в мире голова В.И. Ленина. Отсюда вниз спускается центральная улица Ленина, которая переходит в пешеходный бульвар называемый местным Арбатом.
Очень мощный толчок развитию города в свое время дали предприниматели. На их деньги строились многие дома, запускались производства, организовывались рабочие места для населения, развивалась горнорудная промышленность, налаживались торговые и культурные связи.
Таким образом, роль предпринимательства в нашей истории нельзя недооценивать. И в современной России этот фактор должен стать главным в развитии страны. Для этого необходимо в первую очередь учиться осознанно брать на себя ответственность.
В Улан-Удэ пришлось задержаться на 2 дня. За это время удалось посетить геологический и краеведческий музеи, побывать в Иволгинском дацане, а также погулять по городу.
DSC00500.JPG - г. Улан-Удэ, триумфальная арка
DSC00552.JPG - респ. Бурятия, Иволгинский дацан
В краеведческом музее мне очень понравилась художественная выставка, отражающая основные события в истории развития Улан-Удэ. Здесь показан образ города и его общественная жизнь в разные периоды.
Одна из картин была особенно любопытна. Она напомнила мне кадр из фильма о диком западе: солнечная погода, пыльная дорога в центре города, схожие очертания зданий, предприниматель в костюме и шляпе как у английского аристократа конца XIX века, идущий в компании нескольких человек по улице. Обычно такие отдаленные места тех времен представляются очень грязными и заброшенными. Однако, оказывается, что и здесь был цивилизованный город с местной аристократией, достаточно развитой культурой, регулярно проходившими балами и другими атрибутами общественной жизни.
По прошествии 2-х дней мое пребывание в Улан-Удэ завершилось. Люди, с которыми довелось общаться, оставили очень хорошее впечатление. Особенно позитивно ко мне относились, когда узнавали, что я из Томска. Многие выпускники после школ отправляются учиться в Томские университеты и не понаслышке знают об этом городе, поэтому отношение к нему здесь особенное.
Следующим пунктом по плану был город Чита.

Улан-Удэ - Чита

7 мая 2014 года в 9 часов утра я отправился дальше.
Выбравшись на автобусе за город в район пос. Силикатный, минут за 20 я поймал машину и стартанул в направлении Читы. Бурятские сопки с обширными полями, небольшими речными долинами, участками соснового леса и домами из бруса сопровождали нас на протяжении километров 30. Далее деревянные дома исчезали, а на смену им появлялись разрушенные строения бывших колхозов.
Многие деревушки были частично опустевшими. В данный момент никакого производства в большинстве из них не находилось. В предыдущие года данная местность жила за счет сельского хозяйства. Сейчас его никто не развивает.
Водитель, везший меня, оказался как раз таки одним из начинающих предпринимателей. В 100 км от Улан-Удэ он выкупил земельный участок, на котором развивал скотоводческое хозяйство.
Как зовут водителя я, к сожалению, не запомнил, т.к. плохо воспринимаю на слух бурятские имена. Но личностью он оказался незаурядной: 2-хкратный чемпион России по тайскому боксу, тренер спортивной секции, вырастивший не одного мастера спорта, бывший сотрудник ОМОНА и просто добродушный человек.
На протяжении всех 100 км он рассказывал мне о местности, которую мы проезжали.
Из его слов я понял, что в данный момент в этих краях все загибается.
Да, факты необходимо признавать, но на мой взгляд наше население очень много жалуется. Именно во всех этих заброшенных предприятиях, деревнях, полях следует искать возможности.
Кто мешает восстановить все это. Начать с малого, а затем если будет потребность, перейти к большему. Государство? Современный порядок и нравы? Сосед? В первую очередь - это наши оправдания и жалобы.
Не берусь судить, как было бы устроено современное общество, сохранись Советский союз, но для меня очевидно одно: страна развалилась. Причем развалилась она практически 25 лет назад, а наш народ все еще не может этого осознать и ждет, когда им будут бесплатно выдаваться квартиры, различные льготы, рабочие места и т.д. Следует осознать ответственность за свою жизнь, а не ждать когда доброе государство «подгонит» новый «Ferrari». Мы живем в мире изобилия, а постоянный жалобы создают в нашей голове представление, что всего в мире не хватает.
Да, нет спору, темпы развития в Советском Союзе были бешенные. Но мы должны исходить из того, что имеем в данный момент, а не жить прошлым или надеждой на будущее. Нужно разрешить вопрос с жильем – сделай сам, а не жалуйся как сегодня все дорого. Возможности есть всегда и всегда найдутся люди, которые уже имеют и знают как достичь того, о чем ты пока только мечтаешь. Именно в постоянном целенаправленном обучении, развитии и методичной сконцентрированной работе над собой лежит путь к процветанию.
С первым водителем мы попрощались на повороте в пос. Мухоршибирь, примерно в 100 км от Улан-Удэ.
Встав около заправки, я минут 40 ловил следующую машину. Меня подобрал позитивный мужчина лет 50 с плотным телосложением. Он ехал до угольного поселка Никольска.
По ходу нашего разговора я выяснил, что Виктор (так звали водителя) уже как минимум один раз подвозил автостопщиков. Причем история эта ему запомнилась. Ребята были не обычными и ехали путешествовать в Индию.
После высадки около пос. Никольск я простоял еще 20 минут и поймал «Тойоту», которая провезла меня до Петровск-Забайкальского.
На этой остановке я зашел в придорожный магазин. Продавщица сразу спросила меня: «Вы путешествуете? Автостопом?» На мой утвердительный ответ она рассказала, что здесь периодически проезжают автостопщики. После таких рассказов обычно становится легче ехать дальше. Приходит понимание, что до этого здесь уже ступала нога «автостопщика» и ничего непреодолимого в этом маршруте нет. Хотя это известно и так.
Остановка была очень удачная и долго стоять мне не пришлось. Следующая машина остановилась минут через 7 и ехала в Хилок.
Водитель был парнем лет 25-28, работавший на железной дороге. Он ехал домой из Иркутска. Содержательной беседы с ним у меня не выходило.
Пользуясь случаем, я активно разглядывал природу, поэтому здесь отмечу основные черты Забайкальского края. Первое, что бросилось в глаза еще при подъезде к Петровск-Забайкальскому – это обилие выгоревших лесов. Причем пожары здесь случаются каждый год и нередко имеют катастрофический масштаб. Голые обугленные стволы деревьев встречаются на протяжении всей дороги до Читы. Исключение составляют степные участки. Но и здесь нередко можно увидеть пущенный пал по траве. Как мне объяснили, это делают местные жители для выжигания насекомых и сорняков. Такие палы нередко становятся причиной масштабных лесных возгораний.
Почему люди не осознают последствий? Для меня этот вопрос так и остался загадкой. Жаловаться и обвинять кого-то намного легче, чем взять на себя ответственность и соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности.
По дороге водитель рассказал мне про тот случай, когда в 2012 году убили японского мотоциклиста. Это было именно рядом с пос. Хилок. Как выяснилось дальше, случай этот был не единственный. Все происшествия случались по вине пьяных людей.
Заброшенность этих мест, вставшее производство приводит к оттоку населения. Многие из тех, кто остается не стремятся что-либо менять в своей жизни и попросту спиваются. Таким образом, порочный круг «нежелание менять свою жизнь – отсутствие заработка и личного роста – пьянки – нежелание менять свою жизнь» замыкается. Теперь, чтобы его «разомкнуть» необходимы ресурсы из вне.
Водитель высадил меня за поселком рядом с придорожным кафе.
Около часа прошло прежде, чем остановилась первая машина на этой остановке. Это был микроавтобус, в котором сидели два плотных мужика. Они ехали до деревни Арей, расположенной в 100 км по трассе. Я рассчитывал уехать сразу до Читы, поэтому не стал садиться к ним в машину. Впоследствии именно эти мужики помогли мне с попуткой.
Следующая машина остановилась через 10 минут и снова направлялась в Арей. В этот раз я решил ехать.
Водитель очень любил говорить, а вот слушать - нет. Наш диалог сводился к периодическому задаванию вопросов с моей стороны. За весь короткий путь он много ругал нынешнюю власть и с добротой вспоминал советскую. Жаловался на плохую экономическую обстановку в их крае, отсутствие работы, неэффективное использование лесных ресурсов. За время нашей поездки пришлось принять на себя большой объем негативной информации. Тем не менее, я старался слушать внимательно и кое-где это мне удавалось.
Арей – небольшая деревня в Забайкальском крае. Рядом с населенным пунктом расположено озеро, на котором, по рассказам местных жителей, лечился Чингизхан.
Около часа пришлось простоять на дороге, но ни одна машина не останавливалась. На часах был половина десятого вечера. До Читы оставалось порядка 200 километров.
Я зашел в придорожную кафе-гостиницу. Несмотря на пустоту этих мест, здесь в столовой оказалось достаточно много народа. В основном это были дальнобойщики и дорожники.
- Мы же говорили: «Поехали с нами!» - вдруг услышал я мужской голос.
Обернувшись, я узнал мужиков из микроавтобуса, которые предлагали подкинуть меня от Хилка. Они оказались очень позитивными и общительными. У нас завязался диалог. Немного расспросив о моей поездке, один из них сказал: «Подожди, сейчас мы попробуем с кем-нибудь договориться, чтобы тебя подбросили».
Через некоторое время они нашли людей, которые ехали прямо до Читы. Вот так, уже во второй раз, в самый последний момент мне повезло с попутчиками!
Этими людьми оказались дорожники – трое веселых парней в возрасте 30 лет, периодически ездившие в это место по работе.
Они сразу же начали активно расспрашивать меня о том кто я и куда направляюсь. А узнав о путешествии автостопом, еще больше заинтересовались. Ребята были очень веселыми, и я получил хорошую эмоциональную разгрузку, общаясь с ними. Этот отрезок дороги был самым веселым в моей поездке. Каждый из них поочередно и рассказывал какую-то историю из жизни. Причем получалось это довольно весело.
Мы обменялись своими данными в контакте. Ребята попросили, чтобы я обязательно отписался, как доберусь до Хабаровска.
Местность, по которой проходит трасса после д. Арей представляет собой чередующиеся ровные степи и небольшие участки хвойных лесов. В одном месте я увидел одиноко стоящую небольшую церковь рядом с поселком. На заднем фоне заходящего солнца и возвышающихся в легкой дымке сопок эта картина была особенно красива. Вот такой типично русский пейзаж можно встретить здесь в Забайкалье.
Практически всю дорогу наша скорость не опускалась ниже 160 км/час и примерно 12 часам ночи мы прибыли в Читу. Меня доставили до хостела. На этом с парнями пришлось попрощаться.

Чита-Благовещенск

На следующий день 8.05.14 г в 9 часов утра я покинул хостел в центре Читы.
На федеральную трассу загород добрался приблизительно в 11 часов. Здесь пришлось простоять три часа, но ни одна машина, едущая далее чем на три километра не остановилась.
Время было 14:00. Следующей моей точкой был город Благовещенск. До него по моим расчетам из Читы нужно ехать 2 дня, а прибыть в Хабаровск необходимо было 11 мая. Время поджимало. С одной стороны хотелось проехать оставшейся путь автостопом, с другой – без спешки посетить Благовещенск. В том, что можно совместить и первое и второе у меня не было уверенности.
В итоге я решил из Читы до Белогорска доехать на поезде, а время ожидания поезда потратить на прогулку по городу и посещение краеведческого музея.
Поезд до Белогорска отправлялся в 18:00 и у меня оставалось 4 часа на все, что я запланировал.
Население Читы порядка около 350 тысяч человек. В центре, как и во многих Российских городах, в основном 3-5 этажные исторические отштукатуренные здания. Особо высокие строения мне на глаза не попались.
Центром является огромная и красивая площадь Ленина. В остальных местах Чита, как мне показалось, немного пошарпана и требует ремонта. Окраины застроены многоэтажными домами.
DSC00799.JPG - г. Чита, площадь Ленина
В предпраздничный день на улицах было много народа. Город выглядел весьма оживленно. В магазинах все готовились к предстоящим праздникам.
В 18:00 я попрощался с городом, а весь следующий день провел в поезде, разглядывая из окна живописную природу. В Амурской области около железной дороги стали появляться звери. За короткий промежуток времени на глаза попался медведь и олень.
К 12 часам ночи 9 мая 2014 года поезд прибыл в Белогорск. На следующее утро я был уже в Благовещенске.

Благовещенск

Благовещенск очень симпатичный приграничный город с широкими улицами, расположенными по ровной сетке. Город находится на слиянии рек Зея и Амур. На улицах города то там, то здесь я замечал людей, занимающихся спортом. Также я обратил внимание на популярность велосипедов. Несмотря на утро в городе отмечалось повышенная активность. Причем машин на дорогах было не много. Основное движение создавали пешеходы и велосипедисты.
По улицам Благовещенска насажено много деревьев. Вместе с влажным воздухом это придает ему свежую атмосферу. Несмотря на небольшие размеры, город хорошо развит. Судя по всему, сказывается расположение китайского города Хайхэ на противоположной стороне Амура.

Высоких построек в Благовещенске не много. В центре в основном 5-этажные здания.
Набережная Амура большая и красивая. В данный момент идет ее дальнейшее строительство.
Город Хайхэ расположен на противоположном берегу и создает впечатление, что это продолжение Благовещенска.
По уровню развития Хайхэ превосходит Благовещенск. Это, судя по всему, является хорошим стимулом для наших властей: набережная Амура активно расширяется, одновременно идет строительство новых высоких домов.
Кроме всего перечисленного отмечу немного необычную реакцию жителей Благовещенска на человека с сумкой. По какой-то причине многие удивлялись и спрашивали, куда это я направляюсь.
По Благовещенску я гулял до 13:00, затем сел на автобус и выехал на окраину города. Перейдя через мост, я начал ловить машину и через минут 20 мои попытки увенчались успехом. Остановился внедорожник. По разговору было понятно, что владелец автомобиля был сидевшим.

Завершение пути

Необходимость ехать с бывшим сидевшим человеком, по началу, меня немного смущала, и я нервничал. Постоянно представлял, что вот-вот он достанет нож или пистолет. Но все мои опасения были напрасны.
Водителя звали Борис. Он оказался очень добродушным человеком, охотно поддерживал беседу, немного рассказывал о здешних местах. Этот человек очень аккуратно вел машину. На протяжении всей дороги наша скорость не превышала 90 км/час. Как оказалось у Бориса есть двое детей, и работает он на угольном месторождении.
Амурская область, на протяжении примерно 100 км на восток и 200 на запад, представляет собой практически идеальную равнину с редкими небольшими участками леса. При проезде через эту местность в голове всплывали кадры из фильмов, показывающих одиночные фермерские дома среди равнины в США или Австралии.
Несколько раз за время нашей поездки нам перебегали дорогу фазаны. Учитывая увиденных вчера около дороги медведя и оленя, я сделал вывод, что со зверями в Амурской области дело обстоит хорошо.
Для внесения ясности отмечу, что наш путь пролегал в обход магистральной трассы с южной стороны и соединялся с последней в районе пос. Новобурейский. Местность эта показалась более оживленной, чем до этого рисовало мое воображение. По пути даже попадались единичные поселки с кирпичными пятиэтажными домами. На полях периодически встречались трактора, занимающиеся сельхоз работами.
Вообще глядя на все эти бескрайние просторы, понимаешь, насколько наша страна богата ресурсами. Мы травимся китайскими безвкусными модифицированными овощами, а под ногами у нас готовая почва для выращивания своей продукции. И все это не задействовано даже на 1 %!
От поселка Прогресс, где меня высадил Борис, до Новобурейского я добрался на 2-х попутках.
Выйдя на федеральную трассу, я вздохнул с облегчением. До Хабаровска оставалось всего 480 км – расстояние, которое раньше показалось бы мне огромным, сейчас, на фоне проделанного пути, воспринималось как совсем незначительное.
Далее пришлось достаточно долго стоять и ловить машину уже на федеральной трассе. На первом месте поймать никого не удалось, и я решил пройти немного дальше за пост ГИБДД, расположенный примерно в 1 км от меня. Пройдя пост и не найдя подходящего места я двигался дальше вдоль трассы как вдруг затормозила фура.
Это вызвало у меня небольшую растерянность. За всю поездку ни один дальнобойщик не согласился подвезти, а тут останавливается даже без моей просьбы.
Открыв дверь, я первым делом поинтересовался, для меня ли вообще они остановились. Оказалось, что для меня. Один из водителей долго не спал, другой был пьяный. Они решили меня подобрать, чтобы я занял разговором первого. Причем самое приятное было в том, что ехали они в Уссурийск через Хабаровск.
Впервые в жизни общался с дальнобойщиками и в некотором роде они меня удивили. Первое, что бросалось в глаза - это то, насколько отличались друг от друга водители. Первый был за здоровый образ жизни, не пил, не курил, был против матов (хотя периодически выскзывался), каждое утро делал зарядку и обливался холодной водой, постоянно говорил о необходимости развития. Второй, напротив, много матерился, курил, пил и посмеивался над рассуждениями первого о развитии. Общими чертами была их отзывчивость. Они достаточно тепло меня приняли, предложили поесть, интересовались моим путешествием, кто я и чем занимаюсь. На всем протяжении от пос. Новобурейского до кафе рядом с Биробиджаном не было ни одной нормальной стоянки, где я мог бы заночевать. Несмотря на дикую усталость, водитель ехал до самого Биробиджана, а не стал тормозить на трассе на ночь. Все это он сделал для того, что бы доставить меня до нормального ночлега.
Однако, несмотря на старания дальнобойщика, поспать мне все равно не удалось. При кафе у дороги не было гостиницы, как предполагалось раньше. Ночь пережидать пришлось сидя за столиком, попивая чай и заполняя ежедневник.
Дальнобойщики проснулись в 11 часов. Из-за потребности в ремонте им необходимо было задержаться еще на одни сутки. Они договорились, чтоб меня подбросил другой дальнобойщик. На этом мы пожелали друг другу удачи и попрощались.
Далее до самого Хабаровска пришлось ехать на китайской фуре под названием «Фав». Машина мне понравилась. Всю дорогу мы держали скорость не ниже 120 км. Но особенно меня удивила ее устойчивость. При габаритах фуры практически во все повороты мы входили без снижения скорости. Водитель «Фава» оказался дальнобойщиком со стажем и к своим 60 годам исколесил всю страну. Я много расспрашивал о его поездках, он в свою очередь много рассказывал и делился впечатлениями. Несмотря на неприветливый вид, водитель этот оказался довольно разговорчивым и интересным человеком, у которого я много чего узнал.
Отличительной чертой Еврейской автономной области после поворота на Биробиджан является равнина, представляющая собой ярко-зеленые топи с многочисленными кочками и редкими кривыми дубами, равномерно распределенными по всей площади. Местами встречаются участки хвойного леса.
Чем ближе мы подъезжали к Хабаровску, тем чаще нам попадались небольшие поселения. И вот, наконец, в 2 часа дня наша фура подъехала к мосту через Амур, за которым начинался Хабаровск.
Хабаровский мост через Амур является примечательным сооружением. Он имеет двухуровневое строение: сверху авто-, снизу железная дорога. Мост был построен в 1916 году. В то время по нему проходило только железнодорожное полотно. В начале XX века сооружение не имело аналогов во всей Евразии. По длине мост занимал второе место в мире, и на международной выставке в Париже был отмечен премией. Для сравнения, на той же выставке премии удостоилась Эйфелева башня.
В 4 часа вечера 11 мая 2014 года я прибыл в Хабаровск, где остановился на 4 дня.
Так прошло мое первое более или менее длинное путешествие автостопом. Несмотря на то, что часть пути я преодолел на поезде, поездка изменила мое восприятие расстояния. Теперь многие маршруты не воспринимаются как непреодолимые и очень далекие. Путешествовать стало намного проще и в голове уже зреют новые маршруты, планы посещения новых мест и участие в интересных событиях.

В завершение немного о Хабаровске

Вообще из всех Российских городов, где мне довелось побывать, Хабаровск является одним из лучших. Такого мнения придерживаются многие люди посещавшие этот город.
На сегодняшний день в Хабаровске проживает около 700 тыс. человек. Это молодой, динамично развивающийся, прогрессивный город с развитой инфраструктурой. В городе есть международный аэропорт, поэтому отсюда с легкостью и недорого можно слетать в азиатские страны. Особенно популярны здесь направления в Китай, Южную Корею, Таиланд, Вьетнам и др. страны Восточной Азии.
Близкое расположение с Амуром и обилие зелени делает воздух свежим и влажным.
В настоящее время строится мост на Китайскую сторону. Это строительство должно придать еще больший толчок развитию Хабаровска. Кроме торговли с Китаем существенный вклад в экономику края вносит разработка месторождений золота и лесное хозяйство.
Город активно растет: застраиваются как окраины, так и центр. Поэтому недвижимость является очень привлекательной с точки зрения инвестирования.
Особого упоминания заслуживает краеведческий музей. Такого музея я не встретил ни в одном городе на своем пути. Здесь есть все, связанное с Хабаровским краем: полезные ископаемые, палеонтологические находки, остатки динозавров и их реконструкции, реконструкции мамонтов, все многообразие рыб края в аквариумах, выставки посвященные истории города от дня его основания до настоящего момента. Отсюда можно не выходить целый день. Личная рекомендация тем, кто посетит этот город первым делом сходить в музей.
Центр города отремонтирован. Здесь расположены основные крупные университеты (которых я насчитал 7), торговые центры, административные здания, театры и т.д.
Планировка города несложная и здесь легко ориентироваться. Центральная часть представляет собой три параллельных проспекта, расположенных на возвышенностях. Эти проспекты по низинам разделяют два бульвара. Поперек отмеченным проспектам и бульварам проложены улицы, которые образуют сетку с главными магистралями.
Также отдельно следует упомянуть набережную р. Амур. С этого места начинаются главные улицы города. Отсюда открывается очень красивый вид на Амур, долина которого представляет собой широкую низменность, ограниченную возвышающимися вдали сопками.
DSC01694.JPG - г. Хабаровск, пр-кт Муравьева-Амурского
DSC01744.JPG - г. Хабаровск, набережная р. Амур
История Хабаровска очень интересная и захватывающая. Город был основан в 1858 году и за полтора с небольшим столетия очень сильно вырос. После отмены крепостного права сюда хлынула первая волна переселенцев. На Дальнем Востоке предоставляли землю и снижали налоги для крестьян. Однако заселение этих место сопровождалось немалыми трудностями. Отдаленность от центра, периодические конфликты с китайцами, плохая освоенность этих мест – все это осложняло контроль и заселение Дальнего Востока.
После окончания строительства железной дороги в 1916 году, соединившей столицу Российской Империи и Хабаровск, город получил мощный толчок в развитии. В советское время край активно осваивается: строятся крупные предприятия, новые города, открываются месторождения.
Как было отмечено выше и сегодня город активно развивается, отмечается рост населения. Среди Российских городов здесь одни из самых благоприятных условий для ведения бизнеса.
В современной России Хабаровский и Приморский края должны получить приоритет в развитии, т.к. это позволит закрепить позиции России на Дальнем Востоке и в полной мере использовать потенциал этого региона для развития страны.
  • umkin777 и mohatma это понравилось





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей