В десятом часу вечера в четверг первого декабря 2005 года я выехал из Ростова. Добравшись на маршрутке до съезда с объездной в сторону Москвы, начал искать позицию. Вокруг темно и грязь. Пройдя метров 100 по ходу трассы, попадал на небольшую стоянку с двумя-тремя кафешками. Мужики втроем готовят шашлык и рассматривают меня. Подхожу, и начинается разговор на обычную тему «не, ну я не понимаю вас, а если прибьют…». Стою, болтаю и потихоньку стоплю. И вот, минут через десять, останавливается Жигули семёрка или пятерка, не разглядел. Первый драйвер. Едем до поворота на Новошахтинск. Сам он едет в Шахты. Интересный мужик, отставной офицер. Рассказывает, как гонял машины с Дальнего Востока к нам. Узнал от него метод прокладки маршрута «по крокам». Так добираются водители по бездорожью в Забайкалье. Рассказывает историю, как зимой спас двух мужиков-перегонщиков от неминуемой гибели и еще много чего интересного. Про автостопщиков рассказывает, как подвозил. Одного, говорит, подвозил после кругосветки. В общем, свой человек. Вылезать не хочется, но надо. Вот он мой поворот. Выхожу в ночь.
Спускаюсь с М4 на М19 и дохожу до заправки. Позиция знакомая. Недавно здесь стопил. Но тогда было не так поздно, сейчас уже одиннадцать. На заправку что-то никто не заезжает. Да и кому это нужно в такое время на пустой дороге, я бы и сам не заехал. Наконец из темноты выползает шахтерский ПАЗик. Стоплю. «Можно с вами по пути проехать, до Гуковского поворота?». Кивает. Едем, автобус потихоньку наполняется шахтерами. Проезжаем Новошахтинск. Вот он мой поворот. Встаю, благодарю, а в ответ: «А платить?». Говорю, конечно, что в прошлый раз меня такой же автобус бесплатно вёз, но не действует. Шахтеры смотрят на меня выжидающе. Спрашиваю, сколько. «Десять рублей до города и пять по городу». Предлагаю десять за всё, соглашается. Выхожу немного расстроенным. Но, кто же виноват. В прошлый раз то и вправду бесплатно ехал на таком же автобусе, правда только по городу…
Стою, стоплю на светофоре. Десять минут, двадцать – безуспешно. Начинаю думать. Люди едут на таможню, до неё десять километров, а там стоять. Зачем им меня брать ночью в незнакомом городе. Короче, решаю идти пешком. Как и в прошлый раз, надеясь, что по пути кто-нибудь подберет, но, настраиваясь идти до конца. Дохожу до старой таможни, на месте которой остались только страховщики. Они, завидев меня, оживляются. Завязываю разговор. Ну конечно опять «не, ну я тебя не понимаю…». Ничего, говорим, и тут парни решают стать хелперами. Идут 3 фуры. Один из них, в камуфляже и почему-то с гаишным жезлом, выходит на середину дороги и делает жезлом жест вверх-вниз. Фура, оказавшаяся запорожской, останавливается. «Ребята, возьмите автостопщика до таможни». Влезаю в машину, благодарю. Минут через пять-десять подъезжаем к таможне, и я, окрыленный видом границы и фур (почему-то навевает романтику), отправляюсь на погранпереход.
Прохожу всё без проблем, конечно сопровождаемый добрыми ухмылками. На выходе из украинской таможни начинаю искать место для палатки. Одолевают сомнения по поводу законности установки палатки в 50 метрах от таможни. Чтобы развеять сомнения, обращаюсь к погранцу на выходе: «Можно ли здесь палатку поставить?» Он связывается со старшим смены и минуты через три подходит дядька лет сорока в форме. Начинает интересоваться моей сущностью. Рассказываю про автостоп, про то, что в Киев еду. Не верит, но соглашается помочь. «Ты»,- говорит, «здесь не ставь палатку, мало ли что, пройди. Там дальше кемпинг будет, фуры стоят. Спроси у сторожа.» Прохожу метров 200, и правда стоянка. Подхожу к сторожу - простой деревенский мужик – спрашиваю разрешения поставить палатку на территории. В ответ: «Зачем палатку. У меня в каморке поспишь. Все ж теплее.» На всякий случай уточняю, бесплатно ли. «Да что я, крохобор какой что ли. Конечно, бесплатно.» Говорит, что в семь утра его просил разбудить водитель, идущий на Киев. Я тоже прошу разбудить в это время. Благодарю и ложусь спать. У него в каморке постелен матрас и довольно тепло. Прекрасно ночую. Наутро просыпаюсь и встаю в семь.
После того, как встал, понимаю, что встал в семь по России, а на Украине еще шесть. Начинаю завтракать и собирать рюкзак. Выхожу, кое-кто из драйверов уже проснулся. Хожу, спрашиваю. Никто не едет в Киев. Один добрый дядька предлагает ехать до Дебальцево. Но зачем же это нужно. Не хочу. Буду селектировать. Наконец, просыпается киевский драйвер и заявляет, что он еще не сейчас поедет. Ну и ладно, иду в сторону таможни, предварительно набрав кипятка в кафешке и сделав чай.
Не доходя таможни, стоят несколько фур. Первый же драйвер говорит, что едет в Харьков и не против меня взять с собой. Харьков – нормально. Сажусь в кабину. Едем. Сначала начинает читать нотации про серьезность жизни. Парирую, научился. Переходим с диалога «Родитель-Ребенок» на диалог «Взрослый-Взрослый». Интересный мужик. Рассказывает, как служил. Тоже отставной офицер, как и вчерашний водитель, служил в авиации. Потом ушел на пенсию, устроился работать дальнобойщиком. Потом как-то хитро фирма развалилась, и он открыл свою. Сейчас уже у него несколько машин и сам тоже колесит. Есть такие прикольные мужики, знающие всю музыку 60-х - 80-х от Элвиса до Модерн Токинга. Куча дисков. Рассказывает про молодость, ставит разную музыку, снабжая прослушивание познавательными лекциями по истории групп. Потом говорим про семьи, сравниваем уровень жизни в России и Украине. Так потихоньку и доезжаем до Харькова к часу дня. Пока едем по городу, он проводит экскурсию. В общем, впечатления у меня остались сплошь положительные, пообщался с очень интересным человеком. Высаживает меня недалеко от Полтавского Шляха, снабдив инструкциями по нахождению оного.
Выхожу, меняю деньги и обедаю в Макдональдсе возле вокзала. Сажусь на трамвай и еду по Полтавскому Шляху. После того, как трамвай доезжает до развилки, выхожу, и приходится идти пешком еще километра полтора – два.
Стоплю на съезде с объездной. Пробовал на трех позициях, безрезультатно. Правда больше, чем на полчаса меня не хватило. Решаю идти дальше. Потом думал, почему? Начинаю подозревать, что у меня есть одна плохая черта – не люблю долго стоять на позиции, по прошествии нескольких десятков минут норовлю идти пешком дальше для поиска более хорошей позиции. Неправильно это, по-моему. Как бы то ни было, но иду дальше, прохожу пост ГАИ и понимаю, что попал. Дальше тянется заборчик вдоль дороги, сколько глаз видит. Вспоминаю, что рекомендовалось где-то, уезжать от Харькова до Люботина, что и делаю. Правда воспользовавшись маршруткой. Да, неправильно это. Можно и на локале было. Но нервы что-то требуют поторапливаться, ведь уже послезавтра я должен вернуться в Ростов. А время – пол четвертого вечера.
Вскоре оказываюсь на повороте на Люботин. С удивлением обнаруживаю, что ударение в названии этого города падает на последний слог (я думал – на букву «О»): началась Украина. Совсем недолго стоплю, минут пять. Останавливается грузовичок Мерседес. Драйвер едет в Полтаву. Разговариваем, опять набираю материал для пары тройки рассказов в духе Михаила Веллера. Мужик с советского времени дальнобойщиком. Рассказывает, как вино в Тюмень возил, как гостеприимны женщины деревнях средней полосы России и еще несколько историй. Так за разговорами подъезжаем к Полтаве. Уже темно. Он советует стопить прямо в городе, на светофоре, что я и начинаю делать. Но оказывается тут что-то типа остановки, скапливаются тюлени и мешают. Что ж, решаю пройти дальше, как обычно. И вот, что я вам скажу, Полтава – это какой-то заколдованный город. Как только мне встречалась более-менее нормальная позиция, там обязательно были тюлени. Я так через час и бормотал про себя: «Полтава – город тюленей». Не обижайтесь, если кто любит этот город, но он мне представился именно с этой стороны. Вот только с одной позицией я что-то сглупил, была заправка, недалеко от выезда из города, я её проходил. Надо было там впрашиваться. Но, попробовав пару раз, я пошел дальше. Ну и что. Пришел в результате на выезд из города, на грандиозное лежбище. Человек тридцать там стояло. Что делать? Одеваю желтые штаны дополнительно к желтой куртке, в которой я был, достаю 2 фонарика, один на лоб. Другой в руку, мигающий. Начинаю стопить, став позади тюленей. Странное дело, машины останавливаются, драйверы смотрят на меня и сразу же отъезжают. Я по неопытности не могу понять, что же происходит. Ко мне подошли двое парней и просветили: «Братуха, ты чё, тебя все за гаишника принимают, ты где такую одежду взял, дорожником что ли работаешь?.» Ну блин. Я поражен. Завтра утром надо быть в Киеве, потому что вечером уже уезжать обратно. Иду на поезд и уезжаю на «Полтава-Киев». Заодно решен вопрос с ночевкой.
В поезде ехать тоже интересно. В плацкартном вагоне. А билет то стоит всего 13 гривен. Практически бесплатно. Где еще можно за такие деньги переночевать и ехать одновременно (добрые фуры с кроватями я не рассматриваю). В вагоне знакомлюсь с бывшим музыкантом, а ныне строителем-гастарбайтером из Житомирской области, возвращающимся домой из Москвы и интересным дедулькой из Донецкой области. Вот так, хорошо поговорив и выспавшись, пребываю в Киев в пять утра.
Утро. Киев. Суббота. Идет снег, хотя его и так уже много навалило. Сдаю рюкзак в камеру хранения, оставив при себе карту, фотик и кошелек. Немного прикинув, какое время я имею в своем распоряжении, принимаю решение обратно выдвинуться сегодняшним вечером на поезде. Понравилась мне дешевизна украинских поездов. Правда есть у неё оборотная сторона: очереди в кассы на вокзале в Киеве огромные. Зато есть электронные справочные, где можно заранее узнать не только расписание, но и наличие мест. Выбираю себе поезд Киев-Луганск и иду в кассы. Билет до Дебальцево стоит 40 гривен. Билет дорогой, потому что поезд фирменный. А так 27 стоит. Покупаю и, наконец, освобождаюсь для знакомства с городом.
Как долго я ждал свидания с этим городом. Был здесь проездом еще в детстве, но проездом это, конечно, не то. Решаю ехать на Подол на трамвае. Еду, смотрю в окно и пытаюсь впитать атмосферу сонных заснеженных улиц. Трамвай не спеша пробирается по холмам и прибывает на Контрактовую площадь. Начинаю прогулку, смотрю Киево-Могилянскую академию и подхожу к Андреевскому спуску, который оказался совсем даже не спуском, а подъёмом. Медленно, рассматривая каждый дом, поднимаюсь.
Сообщение отредактировал antis: 23 декабря 2005 - 10:29