Автор: Александр Козловский
Источник:
http://www.paktravel.ru/В холле фотографии основателей Исламиа Колледж
Во время нашего посещения на территории университета проходила выставка композиций из цветов.
Islamia College University of Peshawar
Вечером братья Алтафа собрались вместе, чтобы отвезти меня в лучший ресторан Пешавара с традиционной афганской кухней Дам-е Пух (Dam-e Pukh,
https://goo.gl/maps/kAqD3uy5wtQ2),где мы пили кехва, ели кабульский плов (с красной морковью и изюмом) и шашлыки. Кстати, по вторникам и средам убой коров на говядину запрещен, поэтому мы ждали четверга, чтобы прийти сюда и попробовать плов.
- Мы слышали, что ты хочешь увидеть ворота Хайбер? Думаю, что завтра это можно организовать. Только одно условие - ты не будешь выходить из машины.
- Согласен! – радостно ответил я.
Уничтожение U-2 под Свердловском - Знаешь ли, чем ещё известен Пешавар? С военной базы в Пешаваре вылетал высотный самолёт U2, который пролетал через территорию Советского Союза, делая фотосъемку секретных объектов. При этом ни истребители, ни существовавшая тогда советская система ПРО не могла его сбить – до него невозможно было достать! И только в 1960 году самолёт сбили.
Справка. В 1956 году был совершён первый полет высотного самолёта-разведчика Lockheed U-2 над СССР. Полёт прошёл удачно, ПВО не открыли огонь, в то время как с помощью мощной фототехники были получены фотоснимки важных объектов. Полёты проходили на высоте 19—21 км, недостижимой для советских истребителей и ракет ПРО того времени. Однако факт вторжения самолёта США был зафиксирован системами ПРО, и в ноте СССР потребовал прекратить разведывательные полёты.В 1960 году пакистанская сторона одобрила использование ЦРУ аэропорта Пешавар для совершения дальнейших полётов U-2 над Советским Союзом. В рамках операции под кодовым названием Большой шлем планировался вылет самолёта с пакистанской авиабазы Пешавара, полёт через Афганистан и над советской территорией до Мурманска с посадкой на норвежской авиабазе Будё. Самолёт обнаружили и постарались сбить высотными истребителями. Система ПРО нового класса также обнаружила американский самолёт, и по нему было выпущено несколько ракет. От взрывной волны разрушилось крыло U2, и он рухнул близ села Поварня, а американский лётчик Пауэрс приземлился на парашюте и был задержан.
В ходе перехвата Пауэрса системой ПРО был сбит также МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова, который погиб. В объяснительной записке летчика капитана Борису Айвазяну, на вопрос, почему погиб его ведомый, сказано: «Когда случилось несчастье, много ходило разнотолков по поводу, якобы, не работавших на наших самолетах ответчиков "свой-чужой". Однако, скорее всего, не доработали на земле. Ответчик "свой" на машине Сафронова был включен и работал. Я сам включил ответчик на его самолете. Просто на летчиков начальству сваливать было легче, мол, сами виноваты».
В докладной министру обороны СССР указано: «Причиной гибели летчика послужила плохая работа боевого расчета главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт, ГКП в свою очередь не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й ЗРБ не знали о нахождении истребителей в воздухе. Поэтому был сбит самолет Сафронова с включенным ответчиком» (
http://www.airwar.ru...ussr/u2/u2.html). Мне представляется, что начальники ПВО и авиации намеренно не делились информацией, чтобы не делить ни с кем лавры победы на U2.
В 1960 был обнародован Указ о награждении воинов, принимавших участие в этой операции. 21 человек удостоился орденов и медалей, а старший лейтенант Сергей Иванович Сафронов – Ордена Красного Знамени. Слово «посмертно» было в указе опущено, а обстоятельства его гибели засекречены.
Традиционная пуштунская свадьба.В 11 утра следующего дня я был приглашен на свадьбу сестры моего попутчика в маршрутке. Пакистанская свадьба имеет множество ритуалов и традиций, а поскольку большинство пакистанцев – мусульмане, то свадьба включает исламские традиции, такие как мехр (mahr, обязательная выплата, чаще в форме денег, женихом невесте), никках (брачный договор между женихом и невестой в присутствии родителей, родственников и богослова).
Свадьба длится несколько дней: первый день в присутствии близких родственников, а на второй и третий дни организовывают угощения для друзей жених и невесты. Я присутствовал на второй день свадьбы. В одном из торжественных залов, предназначенных для таких церемоний, было организовано застолье, суть которого в том, что жених приглашает всех друзей, но только мужчин. На столе шашлыки из курицы, кебабы, плов и традиционные сладости. Гости рассаживаются за столиками, кушают. Чтобы пообщаться, к ним периодически подходит жених. Через два часа мужчины расходятся. Столики накрывают заново – теперь уже для гостей невесты.
Брат невесты (и мой попутчик в маршрутке) слева на фотографии, справа - жених
Ворота Хайбер.На небольшом микроавтобусе мы отправились к Воротам Хайбер. В подарок от Алтафа я уже получил однотонный шалвар-камиз и путшунскую шапку (пако́ль), а для поездки Тухид передал мне свой пиджак. Теперь я выглядел как настоящий «пата́н» (pathaan) - так британцы называли пуштунов. Но чтобы всё же не казаться подозрительным в Зоне Племён, Алтаф взял с собой группу поддержки – еще трёх бородатых друзей.
Мы поехали по основной обычной дороге, впереди КПП. Солдат задал несколько вопросов водителю, осмотрел пассажиров в салоне, и пропустил нас. Мы оказались в Зоне Племён, но я не заметил никаких изменений: те же надписи, те же постройки.
- Разница есть, - объяснил Алтаф, - но чтобы почувствовать её, нужно ехать дальше в Зону племён.
Ворота Хайбер находятся в 20 км от Пешавара (
https://goo.gl/maps/sPhj7p3Kb932), представляют собой обыкновенную арку, да и к тому же довольно новую - построенную в 1964 году. Ворота символизируют въезд на территорию Зоны Племён.
Рядом находится форт Джамруд (
https://goo.gl/maps/3SakqTUN91u), в нём расквартированы военные, поэтому останавливаться рядом мы не стали. Но по моей просьбе сделали вместе несколько фотографий.
Затем мы развернулись вокруг арки и поехали домой. По пути наша машина сделала еще одну остановку рядом с небольшим базаром и прежде, чем я успел что-либо спросить, водитель сказал:
- Это то место, которое ты хотел увидеть. Не разговаривай здесь на английском. Просто иди за нами и делай то же, что и мы.
Рынок контрабандистовНе успел я оглядеться и понять, куда мы приехали, как мне показали идти вместе с группой. Я шел третий, нашу цепочку замыкал бородатый друг Алтафа. Позади нас была проезжая часть, такая же, как в других городах: торговцы с фруктами у обочины, груженые повозки с осликами, люди с коробками. Впереди – длинная улица, вдоль которой палатки с навесами. В центре что-то вроде поста, но внутри никого не было. У палаток сидели люди, неспешно пили чай и общались. Самая обыкновенная улица провинциального базара.
Хотя нет! Мы подходим ближе к первому магазинчику, брезентовая ткань навеса свисает, скрывая витрину. Весь товар внутри магазина, прилавков нет. Издалека видно, что с обратной стороны стеклянной витрины блестит черная сталь. Заходим внутрь. Для покупателей оставлен небольшой проход, всё остальное пространство занимают автоматы и винтовки: на стене, стеклянной витрине магазина аккуратно за магазинные крючки, в четыре или пять рядом развешаны автоматы Калашникова без прикладов. За стеклом стойки лежат пистолеты, магазины и патроны разного калибра.
- Салам алейкум!
- Алейкум ассалом, - отвечает Арбаб и с видом покупателя выбирает продукцию.
Человек, не разбирающийся в оружии, может сказать, что большая часть ассортимента - автоматы Калашникова. Но они отличаются не только по внешнему виду, но и по полировке металла, степени потертости деревянной ручки. Продавец достал со стены одну из моделей, и мы внимательно её осмотрели.
- Шукриа! – говорим продавцу, и наша делегация покидает магазин.
Мы идем медленно, как бы обдумывая возможную покупку. Пакистанцы, как я заметил, всегда ходят походкой, при которой руки сомкнуты за спиной: кто-то предпочитает держать одну руку другой за кисть, кто-то – за верхние два пальца, но это факт: все Пакистанцы ходят с замкнутыми руками за спиной. С такой походкой мы важно переходим в противоположный ряд базара и проходим мимо несколько магазинов. В них всё то же самое – широкая стеклянная витрина, за которой на крючках в несколько рядов висят автоматы. Заходим в понравившийся магазин.
Арбаб по моей предварительной просьбе попросил показать американскую винтовку, и продавец достал М16, её мы внимательно осмотрели. Затем, кинув беглый взгляд на пистолеты, спросили цену на них, попрощались продавцом и, выйдя из магазина, сразу направились в машину. Не задерживаясь ни секунды, водитель рванул с места и отвёз нас в другую часть рынка, где продавали контрабандную бытовую технику.
- Ты, единственный наш гость, которому мы показали рынок оружия. И раньше иностранцу было запрещено посещать это место, а теперь тем более, когда наши войска проводят военную операцию в Зоне Племён. Поэтому мы не стали нигде задерживаться. Оружие, которые мы держали в руках – китайского производства, на нём не написано: «Сделано в Китае», но об этом сказал продавец. И вот еще, автоматы и пистолеты не новые, они восстановлены оружейниками из Дарра, которые при необходимости их ремонтируют: меняют ударник, пружины, лакируют деревянные части. Поэтому могут быть и осечки, и неточная стрельба. И если кто-то захочет купить оружие, ему предложат испытать его на заднем дворе. Автомат Калашникова стоит $800, магазин патронов к нему – несколько сотен рупий, пистолет $300.
Но даже после оплаты покупатель не возьмёт автомат, чтобы отвезти его домой в Пешавар. Так как на территории Пакистана запрещено владеть автоматическим оружием. Курьер продавца за комиссию $200-$300 привезёт автомат домой по указанному адресу.
Справка. В Зоне племён разрешено владение любым тяжелым и автоматическим оружием: гранатометом, минометом, зенитным орудием, крупнокалиберным пулеметом. В то время как в Пакистане введена уголовная ответственность за нелегальное владением оружием, а наказание до 7 лет лишения свободы. (https://en.wikipedia...earm_possession) На рынке контрабандистов, где продавали бытовую технику, Алтаф и его друзья вздохнули свободнее. Мне разрешили общаться с продавцами, и я с успехом выторговал скидку на покупку двух пар носков, попробовал на себе парфюмерию, оценивая, оригинальная ли она, и приценился к ноутбукам. Людей здесь было довольно много, и никто не обращал на меня внимания.
События 16 декабря 2014 годаНа протяжении недели, проведенной в гостях, я пытался выбраться в Пешавар, чтобы осмотреть достопримечательности, но никак не получалось. Было очевидно, что Алтаф просил братьев приглядывать за мной, чтобы я не оставался один, а вечером, когда он приходил с работы, мы прогуливались к очередной худжре, чтобы выпить чая.
Тухид везде сопровождал меня, и на мои просьбы поехать в город отвечал так: «Сегодня в Пешаваре митингуют политические партии, лучше тебе туда не ехать». Я соглашался, кто ж будет спорить. На следующий день он говорил: «Сегодня пятница, будет много людей, лучше не посещать мечети в этот день». И, разумеется, я откладывал поездку. А на выходных меня и вовсе предупредили:
- Сегодня шиитский праздник, лучшее не выходить из дома. Могут быть взрывы.
- Это очень опасно? - переспросил я, как будто этот вопрос имел смысл.
- Нет, не очень. Может, чуть-чуть, небольшие взрывы, - на полном серьёзе ответил Тухид.
Во вторник выдался хороший день и Бехзад, один из братьев Алтафа, по пути на работу заехал за мной, чтобы отвезти в Пешавар. Но, не доехав до центра, мы попали в огромную пробку. Сотни машин заняли все полосы движения на подъезде к городу, но не ехали. Водители сигналили и злились.
- Что-то случилось, - сказал Бехзад, - мне только что написали, что террористы напали на школу в Пешаваре, сейчас туда едет спецназ.
Прошло около получаса, мы стояли в пробке, так и не сдвинувшись с места. После короткого разговора по телефону мой водитель сказал:
- Террористы захватили в заложники детей, очень много раненых и убитых. Полиция оцепила территорию и перекрыла дороги.
Мы развернулись и подъехали к местному кафе. Возле телевизора, установленного на улице, собрались люди и внимательно слушали новости.
Во вторник 16 декабря 2014 года, между 10:50 и 11:00 утра по местному времени, группа из девяти вооружённых талибов, одетых в униформу вооруженных сил Пакистана, подъехали на автомобиле к чёрному ходу военного училища Пешавара, в котором обучаются дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Ворвавшись внутрь здания, террористы проникли в спортивный зал, находящийся под охраной военных, и начали стрельбу из автоматического оружия из окон, выходивших прямо во двор учебного заведения по находившимся там ученикам. Между 11.10—11:15 училище окружили части пакистанской армии, пакистанский спецназ и сотрудники полиции. Начался штурм здания.
Следующий репортаж мы досматривали уже дома. Теракт произошел в Военной государственной школе и колледже Пешавара (Army Public School and College). Видимо, информация подавалась противоречивая, так как у людей на слуху была информация о шести террористах, которые подъехали к главному входу на мотоциклах, уничтожили охрану и проникли в здание. С обеспокоенностью люди следили за новыми репортажами.
Только в девять вечера военные сообщили об окончании штурма и о том, что полностью владеют ситуацией. По телевизору постоянно озвучивали количество жертв, и цифры постоянно росли. Уже было известно, что погибло более ста детей. Ближе к одиннадцати вечера Алтаф и его братья собрались на похороны к соседям. Погибли двое детей - 16 и 15 лет. Один - сын госслужащего, другой - сын отставного военного.
- Знаешь, - сказал мне Алтаф, - завтра будут митинги в городе. Правительство никогда не показывает нам, кто эти террористы, а мы хотим видеть наших врагов, чтобы знать как с ними бороться.
Позже имена и фотографии террористов были показаны по новостям. Но в нашей худжре не умолкало обсуждение:
- Не понимаю, как это могло случиться? Как шесть человек на мотоцикле могут захватить школу? Я был там и видел степень разрушения. Автомат с одним магазином весит 3,5 килограмма и бронежилет 10 кг. А террористы вели бой со спецназом более шести часов, да еще среди них были смертники с взрывчаткой. Вы мне скажите, как шесть человек могут пронести на себе столько оружия? Скорей всего, среди служащих школы был сообщник, а также заранее были установлены тайники с оружием.
- Я тоже не понимаю. Эта школа находится в Пешавар кэнтунмент, да еще и дополнительно охраняется как учебный объект. Так что прежде, чем туда попадёт случайный человек, у него несколько раз проверят документы.
В этот день пакистанцы ложились спать в тревожном ожидании завтрашнего дня, когда будут опубликованы сводки погибших.
Утренняя газета сообщила: «143 убитых, 150 раненых». Среди 96 убитых были дети младше 14 лет. Ответственность за атаку взяла на себя боевая исламская организация «Техрик-е Талибан Пакистан», назвав теракт местью за операцию «Зарб-э-Азб» (Разящий меч), начатой летом 2014 года. Чтобы поддержать людей, в Пешавар приехали высокопоставленные чиновники, а в стране был объявлен трехдневный траур.
Утренняя газета
Митингующие люди у госпиталя, куда свозили раненых
25 декабря в два часа ночи, премьер Наваз Шариф выступил с обращением к нации, в котором объяснил, что отменяет мораторий на смертную казнь для лиц, причастных к терроризму. Ночное время было выбрано специально, чтобы у организаций, выступающих против, не было возможности оспорить решение, так что уже утром более 800 террористов были казнены. Правительство провинции KPK объявило, что выплатит в качестве компенсации $5000 за каждого погибшего и $2000 за раненого ребенка.
Археологический музей ПешавараПосле событий 16 декабря я решил уехать из Пешавара, о чем и сказал Алтафу. Тот дал мне своего знакомого таксиста, который взялся отвезти меня на автобусную станцию. На самом деле я собирался тайком отправиться осматривать старый город.
И хотя меня убеждали, что после терактов музей не будет работать, а дороги будут перекрыты полицией, ничего такого не было. Фактически, вся полиция уехала охранять чиновников во время их выступлений в Пешаваре, потому я не встретил в старом городе ни одного полицейского.
Водитель-таксист угостил меня местной едой
Сообщение отредактировал Александр К.: 19 июля 2016 - 17:01