В Узбекистан даже при всем моем желании мне в ближайший год не попасть – таковы правила в отношение депортированных иностранцев.
подобные вопросы, при большом желании, можно решить, пользуясь термином "доверенное лицо". На сам факт депортации можно написать отдельные жалобы с требованием отменить принятое решение.
Ознакомился с рассказом Кротова о задержании наших автостопщиков в Аджарии. В глаза бросается одинаковый почерк поведения батумских и узбекских КГБ.
Одинаковый - самое верное слово.
Тем важнее разобраться в том, как надо и как не надо действовать в подобных ситуациях.
Я лучше скажу о ключевом отличии:
после массированной атаки на масс-медиа и диппредставительства, проведенной тогда, в далеком 1999 году нашими родителями, редактором газеты "Вольный Ветер" Менделевичем и командой "Ультра-Автостоп", я больше ни разу не слышал, чтобы какие-то путешественники имели проблемы с властями в городе Батуми.
Хотя, были и такие ребята, которые активно качали права на границе, отмазываясь от 10-долларового побора. Когда они напоминали об инцеденте, с ними предпочитали не связываться - надолго тот случай засел в памяти местных воротил, а проблемы никому не нужны.
Таким образом, в тот раз была достигнута реальная победа путешественническим сообществом над местными бюрократами.
В случае же с Андижаном, сохраняется весомая опасность для всех, кто поедет в ту сторону впоследствии.
Я считаю, что, хотя в данном случае о полной победе говорить сложно в плане перспектив задержаний на будущее, но можно заметно поуменьшить желание местных недоумков докапываться до посещающих Андижан путешественников.
Именно поэтому (в том числе) имеет смысл вести работу по раскрутке имевщего место происшествия и обжаловать действия сотрудников ГБ и миграционной службы Андижана, вплоть до отмены постановления о депортации.
И еще один момент по поводу сходств:
И Батуми, и Андижан были местами, в которых на момент задержания путешественников сложилась сложная политическая ситация.
В Батуми, на момент нашего пояления, было совершено то ли 4, то ли 6 покушений на метного царька Абашидзе.
Кубатьяна, при этом, изначально подозревали в терроризме, а, возможно, и в разведывательных действиях, недаром нами тогда занималась контрразведка Аджарии.
В Андижане тоже имели место не самые радостные события сравнительно недавно, в связи с чем, полагаю, что местные органы ГБ проявляют особую бдительность изза опасности разного рода "оранжевых революций" и темного пиара государства на Западе.
Таким образом, можно говорить о некой тенденции - если какой-то регион какой-либо страны пострадал от любых столкновений, негативная для путешественника активность органов ГБ в таком регионе более, чем вероятна.
Считаю, что имеет смысл выявлять подобные регионы и, в случае пролегания через них маршрута, имеет смысл уведомить органы ГБ, милицию и тд упредительным факсом, составленном в стиле рекомендательного письма.
При этом, совсем не обязательно, чтобы он был даже сколь-нибудь официальным. Человек сам может его подписать, указав в нем, что он понимает сложность работы местных органов, однако, вынужден проложить свой маршрут через него по тем или иным причинам и просит о возможном содействии.
Таким образом, как я считаю, можно свести почти к нулю нездоровый интерес органов.
в подтвержение своих слов могу указать, что в Батуми образца 1999 года все турфирмы, направляющие туда своих туристов, согласно правилам местных бюрократов, обязаны были передать список направляющихся в город туристов.
Все это противно, не скрою, но еще противнее оказаться в кутузке со вшами и блохами с непонятными перспективами на освобождение. Последствия подобных расклдов для здоровья тоже могут быть не самыми позитивными.
Мобильный телефон я с собой в путешествия не беру. Предпочитаю с родственниками и друзьями общаться по интернету.
Я так понимаю, что у Вас есть какие-то принципы, которые мешают Вам брать телефон в дорогу.
В таком случае, не считаю себя вправе давать Вам какие-либо советы, особенно не зная этих принципов.
Но Вы сами для себя все же попробуйте ответить на такой вопрос:
Если бы Вы были на 100% уверены, что наличие сотового телефона позволило бы Вам избежать сценария с кутузкой, или смягчить его до пребывания в ином охраняемом помещении меньший срок, Вы бы взяли телефон в дорогу?
Всем остальным сторонникам езды без телефона советую тоже задуматься об ответе на такой вопрос.
В день моего задержания, начиная с момента нахождения меня в аэропорту, пытался выпросить у местных сотрудников телефон, чтобы отправить СМС.
То есть, возможность отправить СМС со своего телефона у Вас была.
Более того, у сотрудников ГБ была полная уверенность в том,что Вы не смогли оповестить родственников о задержании.
Уверен, что это сыграло свою роль как в условиях Вашего содержания под стражей, так и в его сроках.
Очень важно в заключении уметь проявлять терпение и не делать необдуманных решеий, хотя эмоционально часто бываешь неустойчив.
Это очень верно.
Мы в Батуми по молодости наломали много дров в этом плане.
Я, к примеру, пытался спровоцировать одного чела, который впоследствии оказался руководителем местного спецподразделения, на то, чтобы тот меня ударил... Последствия этого удара могли быть любыми, вплоть до фатальных.
Хорошо, что у меня сильный "ангел-хранитель" и тот чел меня просто сильно толкнул.
Более того, желательно выработать стратегию своего поведения в подобных ситуациях.
Филипп Леонтьев тогда мне говорил, что надо было всячески пытаться корешиться с органами, чтобы создать для себя наиболее комфортные условия, как и больше шансов для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие с теми, кто остался в Москве и Питере.
Иерархия контактов, "срок безопасности" тоже являются элементами такой стратегии.
Постоянно крутились мысли о возможности побега (это было реально сделать во время прогулок днем во дворе, огороженном забором), плане дальнейших действий
В Вашем случае побег выглядел более опасным, так как, похоже что, нельзя было его осуществить так, чтобы охрана этого не заметила в течение, хотя бы 3х часов.
Так что, даже хорошо, что Вы этого не сделали и не пытались - могли бы поплатиться жизнью, а тут уже не до рассуждений о браваде.
Но искать возможности для побега нужно всегда.
А совершать только тогда, когда это уместно. Говорю это, как человек, у которого побег удался
И, что важно, остался абсолюьно незамеченным для охраны - нас-то сначала держали в зале с пианино, а сразу после звонка домой я вернулся обратно в зал
В такие моменты приходишь к выводу, что оставленные дорогие тебе вещи, фотоаппарат с фотографиями (1000 снимков этого путешествия), снаряжение, паспорт и т.д. – мелочи.
Хорошо, что все отдали в итоге. Фотки-то уцелели?
В Андиджане нахождение человека в неволе является частью повседневной жизни местных людей. Там часто милиция вылавливает местных жителей, вышедших из дома без документов купить продуктов на рынке. Их везут в изолятор, где они находятся в течение месяца. С родственниками, при этом, часто препятствуют общаться, боясь, что те принесут документы для освобождения человека. Чем больше людей сидит – тем больше зарплата у ментов. Они мне сами в этом признавались. В моей камере многие сидели за нахождение без документов по второму – третьему разу.
Не хотел бы я жить в городе Андижан.
У местных ситуация хуже - с ними там точно церемниться не станут. Хотя, тех, кто борется за свои права при подобных задержаниях, по второму-третьему разу уже, как правило, не задерживают без дргуих оснований, таких, как оппозиционная деятельность и прочее.
Мы же, путешественники, следующие через регион транзитом, можем эффективно бороться за свои права, так как не стремимся к дестабилизации в регионе и даже вряд ли можем ей способствовать. Но, при желании, как раз после подобных событий можно всякий раз поднимать волну, показывая неэффективность действий местного ГБ и именно длеая акцент, что волна поднята именно в результате некомпетентных действий этого самого ГБ, проявившего чрезмерную бдительность, которая переросла в тупизм, граничащий с маразмом.
Такая расстановка акцентов при борьбе, как я считаю, нанесла бы наибольший ущерб местным начальникам, виновным в Вашем задержании и позволила бы ограничить следующих путешественников от подобных выпадов.
Отношение узбеков к таким вещам философское, хотя они и просили меня, чтобы я поведал об этом в России.
Еще одна причина рассказать об этом бОльшему количеству народа, сделав сайт
Еще во времена андиджансих событий по разным оценкам в городе были расстреляны не менее 10000 человек. Стреляли из пулеметов прямо на улицах, базарах. Трупы вывозили на грузовиках и хоронили в братских могилах. Родственникам места захоронений и трупы не выдавали. Так что мне выпала еще не худшая доля.
Таких мест на планете - валом. Но это не значит, что надо теперь всего бояться и их не посещать.
Напротив, имеет смысл выработать определнные стратегические приемы, которые позволят уменьшить риски, связанные с их посещением.
Так и не понял, кстати, будете ли Вы бороться, Дима?