Потихонечку, пока что-то еще что-то помню), напишу...
С некоторых пор отчетов не пишу (в правильном их понимании), сопли и слюни от путешествия оставляю при себе, забрызгивать ими не буду никого, да и приходят они постепенно, спустя лишь время, с понимаем и осознанием произошедшего. А вот некоторой информацией, надеюсь полезной для тех, кто задумает путешествовать в подобном формате, хочется поделиться. И вся она связана с тем, с кем мы провели пять недель, бок о бок, «рука об руку», живя вместе, дыша вместе одним дыханием, надеясь друг на друга и доверяя беспредельно жизни и судьбы друг другу.
Покупка байка.
Как описывалось на некоторых интернет ресурсах, байк можно купить или через сайт
http://vietnam.craigslist.org/mca/ или спрашивать в мото мастерских (рентах).
Ханой. Покопавшись на сайте и понимая неопределенность в выборе модели, столкнувшись с колоссальным выбором и представив только, сколько времени и денег уйдет на осмотры даже нескольких, а главное – нервов (сложности перевода и пр.), все же решил посетить местный моторынок. Находится он в 15 мин. езды от центра – название не помню, но все его знают.
Рынок оказался в действительности не маленьким, но таким тихим, анклавом в суетливом столичном муровейнике, с мирно сидящими и попивающими свою заварку вьетами. Разделен, как показалось, на сектора по типам моделей. Сразу при входе меня встретил (словно вечность ждал) юркий продавец с достаточно свободным английским, и провел под козырек к стенам , увешанным рекламными плакатами с изображением лучезарно-счастливых европейцев, восседающих на своих железных «Hero» и «Wave» в облачении рюкзаков. Молча выслушал дифирамбы самому себе.., что только лишь у него покупают наши «бледнолицые братья», их друзья, друзья друзей и все дальние родственники (зовут этого «проныру» Mr. Minh, тел 0944948316). Стал прицениваться.
Сразу скажу, что мануалку (со сцеплением, типа HERO) я не рассматривал изначально – рука одна должна быть свободна – я ей много чего полезного могу делать – есть, снимать видео, чесать левую пятку… А вот опыта на полуавтомате не было. С него и начал. Хонда Wave, особенно Wave альфа– сААмая популярная модель во всей ЮВА (и ее аналоги – Dream, Future и пр.) Существуют японские мотоциклы этой марки, а так же внешне ничем не отличающиеся китайские аналоги (определяется производитель крупной надписью на картере двигателя – если надпись Honda – значит японец, если что-то другое – китаец).
Проехался (продавцы садятся сзади). Конечно, это не то, что полная механика – сцепухи нет, тормозишь и встаешь – мотор не глохнет (как понимаю, там стоит та же «муфта обгона», как и на вариаторе)… Но все ж нужно переключать передачи ногой, думать об этом, помнить,… когда … разве я за этим сюда приехал, разве все то внимание, которое требуется отдавать вождению байка, мне не следует направить на окружающее меня, на картинки, запахи, звуки? Так я думал тогда…
Итак, приценился. Вэйвы. У Mr. Minhа от 400 долл (вообще на рынке в основном цены озвучиваются в донгах, но для удобства привожу в долл. ) Так понимаю, что завышена – он ведь с европейцами работает, сам Бог велел! По логике вещей, учитывая наивный «белокожий» контингент его покупателей, и качество должно страдать. Автоматы у него от 500 и выше. Зарекаюсь не брать у него. Иду дальше.
Еще пробую Wave. Убеждаюсь окончательно, что хочу беззаботный автомат. Выбор колоссален. Узнаю, что в сегменте самых дешевых автоматов, популярности и самой дешевой цены первым стоит
Yamaha Nouvo. Нравится. Большая, устойчивая. Два удобных кармана пластиковых под рулем – вода будет под рукой. Достаточно вместительный багажник под сиденьем – это вообще необходимость для подобного рода путешествий, все тяжелые шмотки можно сложить туда, а рюкзак вообще не привязывать к багажнику в таком случае, если он не большой, возить на плечах. (у Wave, стоит заметить, или вообще нет ничего под сиденьем, или крохотная коробочка – зависит от модификации).
В итоге провел на рынке больше полдня, «замозолил» глаза настолько гоняющим свои чаи вьетнамцам, что они стали, видимо, выкидывать шутки и остроты в мою сторону,, улыбаясь и хитро прищуриваясь. Из «бледнолицых» я там шатался один, так что как бельмо на глазу стал. Но могу сказать, что попыток «взвинтить» цену «на дурака», в разы, не заметил – естественная накрутка 10-15 проц.от «last price». Почему так решил? Просто, когда начинал торговаться сразу проц. на 30 – они делали такие круглые глаза, отворачивались, не окликая меня в спину, позволяя спокойно уйти. ( честно говоря, я вообще не заметил во Вьетнаме эту обманную манеру «взвинчивать» цены в разы, увидев глупого приезжего туриста, как это упоминалось в ряде отчетов. То ли дело какойнить Марокко…)
Разговорился с одним из продавцов –приятным не заинтересованном во мне, он показал несколько особенностей, на что нужно обратить внимание, дал послушать хороший и плохой двигатели. Двигатель – главное, он должен работать ровно при смене оборотов (но надо чуть прогреть, хотя б 1-2 минуты, погазовать, а лучше прокатиться а потом послушать). При езде – не тупить, резко отвечать выплеском энергии при добавлении газа. Никаких «металлических» звуков. Но не надо путать звуки от вибрации всего мота при добавлении газа (мот стоит на подставке) со звуками из двигателя!
Внешнее состояние, как правило, всегда соответствует техническому. И говорит о возрасте. Если присутствуют лишь не значительные царапины (в основном на левой стороне от легких роняний) – это не страшно. Если со всех сторон равномерно потрепан - старый, скорее всего и двигатель, и ходовая «в доску ушатанные».
По большом счету, состояние ходовой, тормозов и электрики вторичны, т.к. чинятся легко и не дорого. Но все же это ваше время, нервы (ведь может сломаться в самый не подходящий момент и месте). Т.е. я бы не стал портить себе удовольствие и брать мот с рядом недостатков в попытке съэкономить 50 долл. Вылиться может это в значительно большие деньги и трате драгоценного времени.
Но все же, по моему мнению, что нужно проверить кроме тяги и «голоса» двигателя:
Обязательно состояние передней вилки (очень легко выясняется при легком торможении передним тормозом на маленькой скорости – не должно быть никаких стуков, вибраций, биений.
Пошатать переднее - заднее колеса (проверить люфт). Передний лечится легко – замена подшипников – копейки. Задний, думаю, дороже.
Тормоза. Мягкие. Должны быть ЭФФЕКТИВНЫЕ. Естественно, задний барабанный более тугой и менее «резкий», чем передний дисковый, по определению.
Электрика (читал, что люди не обращают внимание при покупке даже на неработающий спидометр… Как? А как отмерять километры, ориентироваться? А скорость знать? Я не могу без него. А с не работающем датчиком топлива вообще не возможно ездить, ) . Без бибикалки, особенно во Вьетнаме – точно нельзя. Ну и поворотники, фара, стоп.
Yamaha Nouvo, как сказал мне мой новый знакомый, хорошая, не может стоить дешевле 12 млн. донг (570 долл) минус торг.
Объезжаю пяток разных – появляется понимание, начинает ощущаться разница между железными организмами. Останавливаюсь на внешне идеальной черно-золотой красавице с вензелями (12 млн.) с очень странным цветом кожи седла (как же я был не прав – это то, что помогало мне в дальнейшем «вырвать» зрительно свой мот из массы сотен похожих). Мотор «поет», тормоза отличные, внешне идеальна. Торг до 11млн. Лгу, что могу только за 10, демонстративно уходу, объезжаю другие… 3 часа блефа, игры, показывания «хвоста», и… - о, УРАА, продавец сломлен! Беру за 10млн (470 долл).
Оформление. Дает свидетельство о регистрации – карточка зеленого цвета с именем первого владельца. Копия прав этого владельца (не обязательно). Она – девушка – спасибо тебе, что берегла! На бланке купли – продаже от руки вписываем мои данные и данные продавца (вроде тоже не так обязательно, по крайней мере полиция этот документ не спрашивала нигде, главное – зелененький документ). Обязательно сверяем номер двигателя (внизу), номер рамы (под сиденьем), номерной знак – с зелененьким. По рукам! СВОБОДА!!! И весь мир твой! Не забыв купить шлем (я брал открытый без подбородка со стеклом новый 16 долл) лечу по муровейнику, нагло распихивая гудящих вьетов).
Сразу – замена масла (3-4долл). Проверить давление в колесах.
Замок на колесо (по-лучше 12долл). Несколько резинок с крючками. Намордник на нос от пыли. Дождевик (самый большой какой можно найти).
А теперь некоторые выводы по итогам:
На мотобайке пройдено 6150км (из них 650 км в автобусе). 4 страны. По абсолютно разному дорожному покрытию – от равнинных «хайвеев» до много километровых щебеночных, убийственно-раздолбанных асфальтовых со скоростью приближенной к пешеходной, с преодолением речных бродов «по бедра» в Кардамоновых… Порой, наверстывая, за рулем приходилось проводить по 10-12 часов в сутки.
Мот показал себя ИДЕАЛЬНО (думаю, благодаря его изначально хорошему состоянию). Сложно представить, что могло бы быть в отдалении от цивилизации, скажем, в горных северных районах Лаоса, случись с ним что-то не так.
Потери: Отвалившееся и выброшенное в следствии этого переднее крыло. Купить не смог, сильно усложняло движение во время дождя.
Замена подшипников пер.колеса (4 долл).Замена пер. колодок (3 долл),задних (7долл), ремонт привода спидометра (2 долл). Все. Каждые 1000-1500 км замена масла. 1 раз замена возд. фильтра.
Специфика этой модели: распространена во Вьетнаме очень, из автоматов после Хонды Лид (но Лидуха – это дорого). В других странах не была замечена. В следствие чего не мог найти от нее пер.крыла. Думаю, расходники многие универсальные, вышеперечисленное не составило труда находить нигде.
Отсутствие этой модели в других странах надо учитывать. Если вы едете по ним, и не дай Бог случится поломка чего-то специфического… Во Вьетнаме это точно не проблема.
Все остальное только радовало! Вопреки ожиданиям, только и ездил в темное время суток, так что свет ОЧЕНЬНЕМАЛОВАЖНАЯФИГНЯ! И даже я бы сказал наиважнейшая. У меня с этим было отлично, и рядом не стояло с каким-нибудь Вейвом. Свет «дугой» охватывал мертвую темную стену азиатской ночи, дальний бил метров на 100.
Рюкзак полупустой с начало возил на плечах, сложив все тяжелое под седло. По мере набивания рюкзака «говном» всяким найденным и купленным, понял, что хочу все же разгибаться спину, стал привязывать его его же поясным ремнем вокруг сидения над задним колесом (колесо не достает), фиксирую резинкой с крючками. Седло у Yamaha Nouvo длинное, можно было сажать еще и попутчиков – дабы они все компактны, что и делал). На маленькой рамке за седлом всегда ютилась палатка с ковриком, притянутые ремнями-быстросъемами.
Тяга отличная, даже в горах, даже в горки с уклоном больше 20-25 гр. Вниз можно глушить двигатель – и катиться – красота, громовая тишина после рева мотора, только ветер шелестит в ушах!). Можно и полчаса ехать вниз, с наслаждением. Только вот не перегреть тормоза (особенно передний) – может отказать. Поэтому тормозим прерывисто, преимущественно задним.
Расход: 2.3 литра по равнине со скоростью 50-60. В горах больше, зависит от манеры вождения и гор. Может и в 2 раза увеличиться, но в среднем в горах 3.5-4.
Удовольствие безграничное – автомат позволяет созерцать все окружающее, не отвлекаясь на процесс работы мотоцикла. Постоянная «крутня», заезды туда-сюда, развороты, шныряние не понятно куда и зачем – все это в удовольствие). Мот послушен и управляется практически силой ума). Тяга отличная.
Но! Если вы хотите путешествовать в горах вдвоем на подобном байке, да еще и с серьезными рюкзаками – этот байк не для вас. Нужен все же мануал. У меня был опыт переезда с НЕ очень миниатюрной русской девочкой и двумя рюкзаками из Луанга в Вангвиенг… мы еле затаскивались в гору (правда быстро, с большими глазами, камнем катились вниз)).
Продолжение следуet)
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал mfil: 17 мая 2014 - 11:44